Вчера в Челябинской областной больнице нейрохирурги из Санкт-Петербурга провели одну из первых бескровных операций на сосудах головного мозга пациента. В ближайшее время этот опыт будет освоен нашими специалистами, такие операции поставят на поток.
Оперировали средних лет магнитогорца, работающего оператором на крупном металлургическом предприятии. "Вероятно, все время сидел у экрана монитора", - гадают хирурги о возможных причинах появления у пациента сосудистой патологии. Больному через артерию в бедре ввели тончайший инструмент, который дотянется до головного мозга и установит микроспираль в просвет аневризмы. Поврежденная часть сосуда выключится из кровотока, и катастрофы не произойдет: у больного не случится инсульт или инфаркт головного мозга, которые угрожали ему в ближайшее время.
- Аневризма представляет собой мешочкообразное выпячивание стенки сосуда, - объясняет перед началом операции Дмитрий Свистов, возглавляющий кафедру нейрохирургии военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. - На сосуде образуется как будто грыжа, сосуд рвется, при этом в череп выливается от 40 до 50 миллилитров крови. Человек редко выживает после этого, во всяком случае, третье кровоизлияние в мозг бывает последним.
Операция, которую провели нейрохирурги из Питера, - одна из первых в Челябинске. До сих пор аневризму сосудов мозга на Южном Урале не лечили, профилактических операций не проводили никогда. Наши хирурги работали открытым методом, с помощью трепанации черепа. Но они устраняли уже случившееся кровоизлияние. Таких операций в регионе делается около сотни ежегодно, и это число, как ни странно, не выросло с 1990-х годов. Плюс десяток больных с тяжелыми случаями, когда аневризма разрастается до размеров целого полушария головного мозга, отправляют на операцию в федеральные клиники. По статистике, население Челябинской области требует в год проводить порядка 350 операций по поводу аневризмы сосудов мозга.
Основные причины, почему регион не осваивал новые технологии бескровной, эндоваскулярной хирургии, - дороговизна таких операций и отсутствие специалистов. Чтобы решить проблему оператора-магнитогорца, бюджет должен потратить от 250 тысяч до 350 тысяч рублей. Правда, и эффект будет куда выше: сейчас больного выпишут к концу нынешней недели, а если бы ему проводили операцию открытым способом, он пролежал бы в больнице три-четыре недели. Однако и подготовленных хирургов у нас тоже до сих пор не было.
- Подготовка персонала - одна из главных проблем, - говорит Сергей Бурнин, главный нейрохирург Челябинской области. - Потому что нет даже такой специальности, нет такого вуза, куда можно было бы отправить на обучение наших хирургов.
Метод со сложным названием "интервенционная нейрорадиология" находится на стыке трех специальностей: нейрохирургии, лучевой диагностики и радиохирургии. Специалисты из Санкт-Петербурга приехали в Челябинск на два дня и прооперировали с десяток больных. На их опыте и учится один наш хирург. Сам он провел пока только три самые несложные закрытые операции на сосудах мозга, естественно, под бдительным наблюдением профессионалов. По его словам, опыта уже хватает, чтобы в ближайшее время начать оперировать самостоятельно. Однако главный нейрохирург более реалистичен: на поток подобные операции будут поставлены в Челябинске только в следующем году.
Проблема, как водится, в деньгах: сейчас средств, направленных из областного бюджета на покупку драгоценного инструментария, хватит не более чем на десяток операций. Профилактические хирургические вмешательства, предотвращающие инсульты и инфаркты головного мозга, оказываются слишком дорогими: специалисты просчитали, что провести тотальный скрининг и выявить всех больных, требующих устранения аневризмы, гораздо дороже, чем сделать операцию на уже разорванном сосуде. Такие больные, как показывает статистика, доходят до отделения нейрохирургии только в трети случаев.