16.07.2008 05:00
Экономика

Иностранные суда пустят в российские реки в 2012 году

Владимир Путин погрузился в водные проблемы
Текст:  Пьер Сидибе (Ростовская область)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4707)
Читать на сайте RG.RU

Во вторник Владимир Путин вновь взялся за удвоение ВВП. В Ростовской области, куда председатель правительства прибыл с рабочей поездкой, он обсудил существующие и пока не существующие возможности для повышения эффективности использования внутренних водных путей России - сокращенно тоже ВВП.

Впрочем, превратить ВВП в конкурентоспособную сферу удастся минимум через семь лет, когда по замыслу чиновников должна удвоиться пассажирская и грузоперевозка. С этой целью кабинет министров сформировал подпрограмму "Внутренний водный транспорт", которая стала составляющей ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Бюджет программы составит 206 миллиардов рублей.

Не тайна, что в нашей стране одна из самых протяженных в мире речных сетей, которая могла бы запросто обогнуть Экватор земли два с половиной раза. Вместе с тем бурное развитие торговли и круизного судоходства, в частности, по Большому европейскому водно-транспортному кольцу (он объединяет Волго-Балтийский путь, Волгу, Волго-Дон, Азовское и Черное моря, Дунай, Рейн и так далее), сдерживает плачевное состояние шлюзов, каналов, портов. Большинство гидротехнических сооружений эксплуатируется уже на протяжении 50-70 лет.

Пять лет назад в Ростове-на-Дону состоялся президиум Госсовета, и сейчас Путин приехал посмотреть и послушать, что изменилось за эти годы. С 1 января 2007 года начал действовать новый Водный кодекс России, который называют либеральным. Он разрешает производственникам забирать необходимое им количество воды, передавать пруды и водоемы в частную собственность. Правда, в правительстве с сожалением отметили, что сегодняшняя плата за сброс загрязняющих веществ составляет 30 копеек за кубометр стока. Между тем мы пользуемся водой, три четверти которой берется из губимых городскими промышленными отходами водоемов и источников. По мнению источника "РГ", на Краснопресненской набережной рассматривается вопрос о повышении ставки в 10 раз.

В то же время чиновники постарались снизить паводковые риски. В следующем году планируется отремонтировать тысячу плотин, тогда как в финансовой подпитке нуждается еще три тысячи сооружений. Премьер-министру Путину по традиции показали наиболее успешное предприятие, так он очутился на Кочетовском гидроузле - первой созданной с нуля плотине, которая обеспечивает судоходство по Нижнему Дону. Объект новый, современный, заметил Путин.

В шатре, под которым расположилась выставка предполагаемых достижений водного хозяйства, первым появился министр транспорта Игорь Левитин. Он мечтательно оглядел донские просторы и на вопрос, волнуется ли он в ожидании начальника, вздохнул.

- Да у нас то железные дороги, то самолеты, то метро, а то лифты... - министр не договорил, но стало понятно, что проблемы тяготят Левитина. Почему в их перечне оказались лифты, остается только догадываться. Зато Левитин рассказал "РГ", что иностранные суда смогут бороздить реки России уже с 2012 года. По словам министра, сейчас готовится законопроект, предусматривающий межправительственное сотрудничество на паритетных началах. Сами же водные пути приведут к мировым стандартам судоходства к 2012 году. Вошедшему Владимиру Путину в сопровождении вице-премьеров Игоря Сечина и Сергея Иванова, а также полпреда президента в ЮФО Владимира Устинова показали макеты новых танкера и парохода, навигационный прибор ГЛОНАСС, "проект Евразия". В правительстве обсуждается такая проблема: прокладывать ли "Евразию" (протяженность 800 километров) или строить вторую нитку параллельную Волго-Дону (1045 километров). В настоящее время всего 18 шлюзов от Волгограда до Ростова-на-Дону обслуживают суда, но, случись затор на одном из пропускных пунктов, судоходство остановится на всем канале. Поэтому-то необходим альтернативный путь от Каспия до Черного моря. Данная задумка особенно важна в свете и еще более амбициозного панъевропейского воднотранспортного кольца: Балтийское море - Волга - Дон - Азовское и Черное моря и так далее.

- И по Дунаю? - Взгляд Путина скользнул по карте Европы и остановился на знакомых местах: Рейн тоже войдет в водное родство с русскими реками.

"Без воды ни туды и ни сюды", - председатель правительства процитировал народную пословицу и тем задал тон дискуссии. Из слов премьера следовало, что природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Владимир Путин призвал навести порядок с использованием подземных вод: незаконно пробуренные скважины, прежде всего для промышленного потребления, нужно либо закрывать, либо заставить владельцев платить "экономически обоснованные" деньги. Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев пояснил "РГ", что речь ни в коем случае не идет о дачных колодцах.

На совещании говорили и о ГЭС, которая вырабатывает 18 процентов российской энергии. Неплохой результат, сказал Путин. И попутно заметил, что можно получать и больше. И не только за счет строительства новых станций, но и наращивая производительность действующих. В частности, предлагается решить старую проблему накопления резервных объемов воды, чтобы ГЭС с полной отдачей работали и в так называемые "маловодные периоды". Обычно они выпадают на зиму, когда потребность в энергоресурсах особенно велика. Реформирование водохозяйственного комплекса, конечно, ляжет не только на плечи государства, бизнес-сообщество тоже подключат к воде. При этом власти готовы, по словам премьера, формировать заказ на строительство судов для госнужд, стимулировать приобретение кораблей на отечественных верфях, компенсируя заказчикам часть затрат по кредитам и лизинговым платежам. В реализации судостроительных проектов задействуют и потенциал Банка развития.

Правительство пойдет навстречу частным компаниям и создаст максимально благоприятный режим, подчеркивает премьер, если те увеличат инвестиции и объемы перевозки грузов.

"Но мы не можем бесконечно закрывать этот рынок от конкуренции в ущерб потребителям", - заявил Путин, подразумевая 2012 год, когда предполагается пустить иностранные суда в российские реки. В заключение он предложил подготовить стратегию развития водохозяйственного комплекса до 2020 года, которая станет компонентом многообещающей национальной стратегии-2020.

Кстати

Президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Путин возглавил президиум Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В состав президиума Совета вошли также вице-премьер Александр Жуков и помощник президента Аркадий Дворкович. Оба назначены заместителями председателя президиума Совета. В составе Совета будут также работать первый замген прокурора РФ Александр Буксман, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, спикер Госдумы Борис Грызлов, первый вице-премьер Виктор Зубков, глава минрегиона Дмитрий Козак, глава минфина Алексей Кудрин, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, а также председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова.

Ресурсы Водный транспорт Председатель Правительства