16.07.2008 03:00
Культура

Алексей Шалашов: Девяти из десяти человек вы никогда не объясните, зачем нужны оркестры

Музыка не нуждается в визах и переводчиках
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4707)
Читать на сайте RG.RU

Во второй раз Московская филармония и Союз концертных организаций России (СКОР) провели в Москве Всероссийский музыкальный форум, собравший в Концертном зале имени П.И. Чайковского более ста концертных организаций России, представителей стран СНГ и западного менеджмента.

В течение двух дней в Концертном зале дебатировалась проблема стандартов филармонической деятельности, обсуждались актуальные технологии менеджмента и содержание культурной потребительской корзины для среднестатистического россиянина. Но главным итогом форума стала формулировка Союза концертных организаций, поставившего цель объединить филармонические организации России и стран СНГ в единое концертное пространство. Комментарии по итогам форума для "Российской газеты" дал президент Союза концертных организаций России, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов:

Незабытое старое

Российская газета: Вы считаете реалистичной идею объединения филармонических организаций стран СНГ и создание общего концертного пространства?

Алексей Шалашов: Эта идея абсолютно естественна, поскольку стремление взаимодействовать, обмениваться музыкантами, гастролями существует у всех концертных организаций стран Содружества. Они хотят ощущать себя частью мирового концертного пространства. Исторически же сложилось так, что страны Содружества имеют тесные культурные связи с Россией и люди, которые сегодня занимаются там концертным делом, выросли в общей для всех нас культуре. Уже в прошлом году они приезжали в Москву на первый форум СКОРа, общались, присматривались: многие знают друг друга лично. Мне кажется, наши страны никогда и не разрывали единое концертное пространство: Дни культуры, обмены коллективами, концертами проводились даже в самые трудные годы. По сути цель объединения заключается не в том, чтобы увеличить количество гастролей музыкантов, а в том, чтобы установить новый уровень взаимодействия менеджментов этих стран.

РГ: В каком виде представлен сегодня академический рынок в Таджикистане или Узбекистане? Не станут ли более сильные партнеры диктовать менеджерам других стран свои условия?

Шалашов: Партнерство, за которое мы ратуем, не предполагает давления. Качественные исполнители, талантливые музыканты - и российские, и западные, и из стран СНГ - нужны в любой стране. Но дело ведь не только в обмене исполнительскими силами, суть - в обмене идеями по развитию организации. На форуме СКОРа мы как раз и обсуждаем, как эффективнее организовать структуру, рекламу, продажи, как использовать новые технологии, как исправить акустику зала. И нашим соседям - странам СНГ - ближе методы и формы, в которых работаем мы, чем, скажем, опыт Испании, Австрии или Кореи.

РГ: Форум выработал какую-то юридическую основу для работы в едином пространстве?

Шалашов: Юридическая структура уже существует: Союз концертных организаций - общественная организация, и ничто не мешает расширять ее состав. В этом году в Союз решила войти Бакинская филармония. Мы сейчас начали работать над совершенно новым проектом, который станет и серьезной проверкой идей и методов СКОРа. Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ поручил создать Молодежный симфонический оркестр стран СНГ и провести его гастрольный тур в столицах стран, из музыкантов которых собран оркестр. Московская филармония выступает организатором этого проекта. Конечно, в первый год охватить концертами все страны СНГ будет нереально, поэтому новый оркестр выступит в Таджикистане (Душанбе), Киргизии (Бишкек), Казахстане (Алма-Ата) и Азербайджане (Баку).

Нация и симфония

РГ: Для мира международные молодежные оркестры - не новость: с ними выступают крупнейшие дирижеры - Джеймс Левайн, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Даниэль Баренбойм. Объединенный молодежный оркестр стран Содружества - проект нового формата?

Шалашов: Скорее речь идет не о новом формате, а о новой социальной и политической значимости данного проекта: впервые вместе собираются молодые музыканты из государств, объединенных общей историей, еще 15 лет назад бывшей единой страной. Эта генетическая память важна для них. В России существуют молодежные оркестры - при консерваториях, в Мариинском театре, при Екатеринбургской филармонии, в Поволжье. Но, конечно, их должно быть гораздо больше. На Западе существует колоссальное движение таких оркестров: молодежный оркестр Евросоюза, молодежный оркестр мира и другие. Там, кстати, все делается в основном на частные деньги, потому что для западного бизнеса - это высокая, воодушевляющая идея: собрать молодежь для высокого искусства. Конечно, мы хотели бы, чтобы этот проект не остался разовой акцией и имел свое продолжение, чтобы состав его можно было собирать и выступать с ним, в том числе за рубежом. Сейчас музыканты из стран-участниц проходят прослушивание, а в августе начнутся репетиции в Москве. Конечно, это будет счастьем для молодых исполнителей: репетиции на сцене Зала Чайковского, занятия с педагогами из Московской консерватории, подготовка программы с Юрием Симоновым, общение с известными музыкантами, экскурсии по Москве, театры, общение. Самые прочные связи в нашей жизни те, что мы приобретаем в молодости. По сути это формирование культурной общности будущего.

РГ: Сегодня, когда оркестровая культура в России в сравнении с недавним прошлым приходит к упадку, молодежные оркестры актуальны и в менее крупном формате.

Шалашов: Нам сегодня хотя бы на одну десятую долю перенять того внимания, которое уделяются музыкальной культуре не только в Европе или Америке, а, скажем, в Венесуэле. Эта страна за последнее десятилетие достигла фантастических результатов в области музыкального образования, оркестровой культуры и исполнительства. Симфонический оркестр Венесуэлы великолепно выступал в Москве, фирма "Дойче Граммофон" выпустила DVD с записями их молодежного оркестра, а музыканты-венесуэльцы уже поступают в легендарную Берлинскую филармонию. А мы все говорим - третьи страны, третьи страны! В Венесуэле только молодежных оркестров несколько сотен! У нас же проблема состоит в том, что девяти из десяти человек вы никогда не объясните, зачем нужны оркестры и вообще академическая музыка.

Корзина искусств

РГ: Кстати, один из вопросов, обсуждавшихся на форуме, касался культурной потребительской корзины. Удалось высчитать количественную потребность искусства на душу населения?

Шалашов: Мы провели "круглый стол", который назывался "Стандарты филармонической деятельности". Ясно, что ответить на все вопросы в рамках полуторачасовой беседы невозможно, но главным для нас было обозначить проблему и привлечь к ней внимание людей, от которых зависят решения в этой области, и возможности поручить разработку этой проблемы компетентными специалистами и институтами. Это огромное достижение, когда проблема осознается публично: тогда процесс реально сдвигается.

РГ: Разве проблема стандартизации культурных потребностей существует в других странах? Не является ли это утопией - определить среднюю норму "потребления" музыки: даже не потому, что один человек хочет слушать двести концертов в год, а другому достаточно и одного, но потому, что, допустим, жителя тундры сложнее обеспечить нормой живой симфонической музыки, чем столичного жителя?

Шалашов: Замечу, что проблема регламентации в любой области тем актуальнее, чем больше "белых пятен" в менталитете. К примеру, таможенные правила в развитой стране менее жесткие, чем в развивающейся именно потому, что какие-то вещи там сами собой разумеются. Если же говорить о культурных возможностях и потребностях, то никто не призывает завозить в тундру концерты. Музыка должна звучать в прекрасных концертных залах, а спектакли играться в театрах. Для этого должна создаваться инфраструктура. В этом смысле в Европе - другая ситуация: там другие пространства, другие традиции общения. Но и там Венская филармония не поедет выступать в австрийскую деревню: она даст концерт в каком-то городе, куда любой, живущий в радиусе 100 км, сможет при желании попасть. У нас, конечно, другие расстояния, и мы должны учитывать этот фактор. Кроме того, мы не можем не осознавать, что в нашей стране максимум 5-6% населения сегодня настроены на классическую музыку. Но этот процент ценен. Один из участников нашего "круглого стола" привел в пример слова де Голля: "Уберите из Франции четыреста французов, и нация превратится в нацию дураков". Значение культурной элиты огромно. В Китае это поняли: там теперь с трех лет каждого ребенка обучают пению. Если бы у нас в каждой деревне начали давать уроки пения всем детям, то в будущем шестеро из ста детей, обучавшихся пению, точно бы сели в машину, автобус, электричку и поехали в районный центр, где выступали бы хороший симфонический оркестр и музыканты-исполнители. Тогда и можно было бы говорить о культурном будущем страны.

Гранты и гаранты

РГ: Московская филармония в этом аспекте бьет рекорды: в следующем сезоне вы предлагаете 155 абонементов. Причем в программах не только известные имена исполнителей и оркестров, но и целые циклы музыки современных российских композиторов.

Шалашов: Да, у нас появился цикл "Великие композиторы ХХ века", в котором прозвучит музыка Авета Тертеряна, Александра Локшина, Галины Уствольской.

Случилось ведь так, что из-за неправильных представлений о методах продвижения современной музыки в нашей стране был нанесен огромный ущерб композиторской школе. Те композиторы, кто продал свои права на ноты за рубеж, вошли в мировой процесс. А те, кто по разным причинам не продал - по убеждениям в том числе, не вошли. Поэтому мы будем стремиться привлекать внимание к музыке современных российских композиторов. Кроме того, мы запустили в продажу новые абонементы, совместные с Московской консерваторией: "Великие исполнительские школы Московской филармонии" и "Молодежные оркестры России". Еще один новый абонемент филармонии представлен в следующем сезоне региональными оркестрами России: Казанским, Уральским, Новосибирским и Омским. Возможность создать такой абонемент - показательное явление, ставшее результатом внимания президента России к музыкальной культуре. Акция президентских грантов нашла отклик в регионах, и региональные оркестры стали активно поддерживаться местными властями.

РГ: А для массового филармонического слушателя существуют сегодня какие-то приоритеты?

Шалашов: Филармоническая жизнь и рассчитана прежде всего на людей, которые любят музыку - не культурные события, а именно музыку. Я часто общаюсь с такими слушателями. Один из них как-то сказал: "Я покупаю у вас каждый год 5 абонементов, и вся моя семья ходит на ваши концерты: и взрослые дети, которым 20 и 28 лет, и жена. И внуки будут ходить. Хочется, чтобы они слушали симфонии Чайковского". Такому слушателю, может быть, и не нужны оратории или сочинения композиторов ХХI века, но именно они создают то, что называется культурной средой.

Музыка