В среду недалеко от комплекса Рош ха-Никра (в переводе с иврита "Вершина гротов"), где расположен единственный контрольно-пропускной пункт, связывающий Израиль и Ливан, начался процесс обмена тел израильских резервистов Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева на ливанских заключенных, формально помилованных президентом Шимоном Пересом.
Один из пяти выходящих на свободу террористов - Самир Кунтара, осужденный на четыре пожизненных срока за убийство в апреле 1979 года членов семьи Харан и полицейского. Одновременно ливанцы передадут тела почти 200 боевиков, специально для этой цели эксгумированных с территории одного из кладбищ на севере Израиля, предназначенного для захоронения солдат противника.
В обычные дни в Рош ха-Никра, месте, которое отличается красотой гротов, полно туристов. Но вчера корреспонденту "РГ" здесь встречались преимущественно военные и полицейские. Даже местный ресторан был превращен в пункт связи. На сутки район объявили военной зоной и ограничили в него доступ журналистам.
До самого последнего момента "Хезболла" отказывалась предоставить любую информацию о захваченных ими израильских резервистах. Даже представители Международного Красного Креста оставались в полном неведении, живы или мертвы Гольдвассер и Регев. Генеральный секретарь "Хезболлы" Хасан Насралла в своих речах цинично говорил о каком-то "сюрпризе", который ждет израильтян во время осуществления сделки по обмену.
Еще вчера утром родители похищенных израильских военнослужащих надеялись, что их дети живы. Отец Эльдада Регева сказал журналистам, что "ждет своего сына, чтобы крепко обнять его". Но не успел еще начаться процесс обмена, как ливанское телевидение показало готовые к отправке в Израиль два огромных черных ящика, в которых и находились тела Регева и Гольдвассера. Известно, что при захвате в плен израильские военнослужащие получили ранения. Однако никакой медицинской помощи им оказано не было. По всей видимости, 26-летний Эльдад Регев и 31-летний Эхуд Гольдвассер в плену были убиты.
Ящики с телами мертвых израильских солдат не сразу были переданы Тель-Авиву. Вначале их идентифицировали представители Красного Креста на ливанской территории. Только через несколько часов гробы были переправлены в Израиль, где процесс идентификации начался заново.
Тела предназначенных для обмена боевиков, среди которых большинство палестинцы, на грузовиках около полудня были переправлены в Ливан. Примечательно, что лидер "Народного фронта освобождения Палестины" Ахмед Джибриль, скрывающийся в Дамаске, выступил против передачи тел палестинцев "Хезболле". Он потребовал, чтобы тела "палестинских воинов остались в Палестине". Однако Хасан Насралла, преследующий прежде всего пропагандистские цели, и не подумал прислушаться к заявлению Джибриля.
Что касается Кунтары и еще четверых ливанских заключенных, то их накануне перевезли из тюрьмы "Хадарим" на военную базу "Шрага", рядом с Рош ха-Никра. Предполагается, что они будут переданы ливанской стороне только после идентификации тел Регева и Гольдвассера.
Бейрут готовится к торжественной встрече Кунтары и его подельников. Множество портретов этого "героя" на фоне желтых флагов "Хезболлы" можно видеть даже с израильской стороны. Предполагается, что на церемонии встречи Кунтары, которая вначале пройдет в бейрутском аэропорту, а затем в южном шиитском районе Бейрута, будут присутствовать президент Ливана Мишель Сулейман и Хасан Насралла. Отец Эхуда Гольдвассера заявил, что ему "жаль ливанский народ, национальным героем которого стал детоубийца".