- Сынок, я и просил-то всего несколько массажей добавить, а мне врач сказал, что по стандарту не положено…
В глазах капитана в отставке амурчанина Григория Богука заблестела слеза. 86-летний фронтовик по льготной путевке лечился в амурском санатории "Надежда". Вместе с курортными процедурами защитник Родины получил изрядную порцию равнодушия и хамства.
Крылья судьбы
Первое воспоминание из отлетевшего детства не отпускает Григория Васильевича ни на минуту, хоть и прошло с той поры почти восемь десятков лет.
Белоруссия... Белокурый мальчишка, до крови поранив ноги в колючей стерне, что есть силы мчит по полю, неся матери нехитрую снедь. Неожиданно услышав в небе шум самолета, малец замирает, останавливается как вкопанный и не отрываясь смотрит на летящий аэроплан.
С той минуты небо пленило его навсегда, не было ничего другого в его желаниях, кроме одного - стать летчиком. После школы Григорий Богук поступил в Черниговское военное летное училище, летную практику довелось ему от начала и до конца пройти на фронте.
Практически с первого дня войны и до ее победного часа фронтовой летчик провел в полыхающем огнем небе. Победу встретил командиром экскадрильи 302-го истребительного авиаполка, добивая Квантунскую армию.
- Звено, которое я возглавлял, было признано лучшим в нашем полку, мы же тогда бились не за страх, а за Родину, - говорит Григорий Васильевич.
Война прошлась катком по его судьбе: на фронте погиб его отец, мать казнили фашисты за связь с партизанами, от отчего дома в родном Полесье остались одни угли.
Он служил Родине верно и до тех пор, пока были силы. Уйдя в отставку с воинской службы, почти до 70 лет работал "на гражданке".
Сегодня в свои очень глубокие годы фронтовик держится молодцом, болячки, конечно, одолевают - особенно коварна глаукома, постепенно отнимающая зрение, и по ночам не дают спать больные ноги. Когда в Благовещенском совете ветеранов войны и труда ему предложили льготую путевку в санаторий с многообещающим названием "Надежда", Григорий Васильевич согласился не раздумывая, да и лечащий врач не возражал.
Лечение по прайсу
Накануне поездки фронтового летчика из городского совета ветеранов позвонили в санаторий и попросили чуть повнимательней отнестись к пожилому человеку.
- Я просила дать ему номер на первом или втором этаже: ноги у человека больные, ему тяжело по лестнице подниматься, - говорит заместитель председателя городской ветеранской организации Валентина Редикова.
В "Надежде" просьбу "учли" и поселили фронтовика аж на 4-м этаже… Лечение стало для пожилого человека, мягко говоря, некомфортным.
- Я со слезами на глазах поднимался в свой номер, - признается Григорий Федорович. - Мучает меня застарелый остеохондроз, дающий постоянные головные боли. Попросил лечащего доктора продлить мне массаж, но он мне отказал. Сказал, что положено, то все мне уже дали.
От обиды и унижения ему хотелось уехать домой раньше, но решил добыть до конца срока, обозначенного в путевке.
На мой звонок в санаторий лечащий врач Георгий Воронин ответил тоном, не терпящим возражений: " Все, что было ему положено по стандарту лечения, он получил". Больше ни о чем говорить просто не хотелось. Зачем напоминать опытному доктору, не по книгам знающему о человеческих страданиях, о том, что, спасая мир от фашизма, летчик Богук не знал никаких квот и стандартов. Он просто не жалея жизни бился с фрицами ровно столько, сколько было сил и возможностей, а зачастую и намного больше. Ну что можно объяснить санаторским сестрам-хозяйкам, которые за 21 день лечения не смогли найти номер этажом ниже для человека, чья жизнь подходит к 90 годам.
Генеральный директор здравницы Владимир Аникиенко был смущен и расстроен моим звонком, согласившись с тем, что не хватило ни стандартов, ни, главное, души и совести у его подчиненных. И по-обещал, что обязательно перед фронтовиком извинится и что очень постарается, чтобы больше таких случаев в его лечебном учреждении не было.
…То, чего в 30 или 40 лет мы порой не замечаем, или относимся к происходящему с защитной иронией, в пожилом возрасте это ранит до сердечной боли. Ну уверен я, что гвардии капитан Богук не вытирал слезы, идя в бой с фашистами, а тут не может сдержаться, вспоминая хамское равнодушие людей в белых халатах. Циркуляркой режет последняя фраза из нашего разговора с фронтовиком, вернувшимся из санатория: "Я недоволен тем, что живу…"
Григорий Федорович, пожалуйста простите нас всех за такую "Надежду", за короткую память спасенного мира. Вы, смотревший смерти не только в глаза, но и в самые зрачки, знаете об этом не понаслышке.
Наталья Безродных, начальник отдела Амурского отделения фонда социальной защиты населения:
- Это достаточно неприятный случай. Ветеранам войны мы уделяем повышенное внимание, они всегда стоят у нас на особом учете. Фонд социальной защиты населения старается предоставить им все возможное, чтобы эти заслуженные люди чувствовали себя спокойно и уверенно.
Всего в очереди на санаторно-курортное лечение сегодня стоит около 3,5 тысячи льготников. Из них таких, как инвалид войны Григорий Богук, 22 человека. Все инвалиды войны обязательно пролечатся до конца года. Раньше у нас никогда не было жалоб на качество лечения в санаториях. Надеюсь, что этот случай первый и последний. А перед ветераном хочется извиниться и пожелать ему здоровья на долгие годы.