17.07.2008 00:00
Происшествия

На Сахалине растут суммы взяток "гаишникам"

Взаточника в форме можно и нужно наказать
Текст:  Юлия Галушина
Российская газета - Неделя - Сахалин: №0 (4709)
Читать на сайте RG.RU

Среди сахалинцев все чаще ведутся разговоры о росте сумм взяток, вымогаемых инспекторами ГИБДД.

Многие водители жаловались и жалуются на придирчивость и наглость сотрудников милиции. Но вот что интересно. В сахалинском управлении внутренних дел по статье "взяточничество" возбужденных дел, в которых фигурировали бы инспекторы ГИБДД, практически нет.

Наказать инспектора

В 2008 году к уголовной ответственности привлекался всего один сотрудник дорожной полиции, а заявления на неправомерные действия  гаишников поступили всего от 30 сахалинских водителей. Это при том, что на дороги, к примеру, Южно-Сахалинска ежедневно выходят до пяти дежурных экипажей, а участники дорожного движения готовы приводить сотни историй, пятнающих честь сотрудников государственной автоинспекции.

В чем же дело? Почему "кулуарные беседы" автомобилистов так разнятся с официальными цифрами? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал начальнику управления ГИБДД УВД по Сахалинской области Анатолию Ершову.

- Как и в любой другой сфере деятельности, у нас встречаются недобропорядочные люди. Это единицы, которые пятнают репутацию всей службы. Вместо того чтобы говорить о таких людях и еще больше раздувать наболевшие вопросы,  сахалинцы должны помочь нам выявить и наказать взяточников, если они действительно существуют, - ответил Анатолий Ершов.


Действительно, рассказывать на кухне у соседа или обсуждать на интернет-форуме можно все, что угодно.

По словам Анатолия Ершова, чтобы избежать голословных обвинений, с прошлого года каждый инспектор ГИБДД обязан  носить на груди бейджик с указанием его имени и фамилии, а все диалоги с участниками дорожного движения  записывать на диктофон.

- У любого водителя в сотовом телефоне тоже имеется функция диктофона. Так чего проще? Если вас вынуждают дать взятку, грубо обращаются с вами, предъявляют незаконные требования - запишите беседу с дорожным инспектором на диктофон и приложите эту запись к официальному заявлению. Только в этом случае дело будет вынесено на рассмотрение, - отмечает начальник управления ГИБДД.

Стажер водителю не указ

Некоторые участники дорожного движения теряются, увидев на дороге стажера - человека в желтом светоотражающем жилете с полосатым жезлом в одной руке и радаром - в другой. Где-то поодаль стоит патрульная машина, но "гаишников" не видно. Вот и возникает вопрос: нужно ли останавливаться по требованию стажера?

- В правилах дорожного движения ("Общие обязанности водителей", п. 2.4) сказано, что  участники дорожного движения должны останавливаться по требованию сотрудника милиции. Стажер - это ученик, который находится на рабочем месте под руководством инспектора ГИБДД. В соответствии со ст. 6 Закона "О милиции" стажер может остановить машину, проверить документы только в присутствии наставника. Удостоверение, по просьбе водителя, должен предъявить сотрудник ГАИ, ответственный за прохождение практики стажера, - рассказал "РГ" Анатолий Ершов.

Когда стажер пытается вести беседу, проверку документов, осмотр машины самостоятельно, пусть даже наставник в стороне, это считается нарушением служебной дисциплины. Если стажер требует остановить машину, и вблизи нет сотрудника ГАИ, водитель имеет право проехать мимо.

 Видео - не панацея

С 1 июля ГИБДД разрешено вести фото- и видеонаблюдение за участниками дорожного движения. Нововведение подразумевает, что водители будут получать фотофакты совершенных ими нарушений и копию протокола по почте. А следить за автомобилистами будут стационарные и передвижные камеры.
В сахалинском управлении ГИБДД говорят, что точки наблюдения для стационарных видеокамер на островных дорогах уже выбраны. В Южно-Сахалинске планируется установить около 30 наблюдающих "глаз". В том числе и муляжи камер.

Однако, по мнению сахалинских госавтоинспекторов, процедура наказания с введением новшеств не только не упростит, но, напротив, добавит работу органам ГИБДД. На острове очень много машин продано и куплено "по доверенности". Теперь, если автоматика зафиксирует превышение скорости автомобилем, то инспектор наложит штраф на собственника машины. Хорошо, если за рулем был сам собственник, а если не он? Собственники автомобилей, по-видимому,  должны будут привыкнуть к наложению штрафа за нарушения, которые не совершали. Как решать подобные ситуации, представители сахалинского управления ГИБДД пока не знают.

На заметку

Если вы полагаете, что при общении с вами инспектор ГИБДД действовал незаконно, нужно написать на него жалобу. Для этого:

Компетентно

Андрей Маслов, председатель общественной организации "Союз автомобилистов Сахалина":

- Увы, в настоящее время большинство владельцев автотранспорта юридически не подковано, а иногда люди даже путаются в знаниях ПДД. Поэтому дорожному инспектору не представляет труда оштрафовать их на что и за что угодно. Например, за пересечение сплошной линии он может пригрозить лишить прав.

онятно, что в таком случае водитель посчитает лучшим откупиться. Другая проблема, на мой взгляд, заключается в инертности многих участников дорожного движения. Вымогательство от человека в форме они воспринимают как нечто нормальное и предпочитают "не плыть против течения", с чистой душой откупаясь.

Что касается организации видеонаблюдения на улицах города, то я целиком и полностью поддерживаю это благое начинание. Владелец машины должен отвечать за свою собственность.

Должностные преступления Южно-Сахалинск Дальний Восток