Туристические фирмы Эстонии и Латвии терпят убытки. Основная статья их доходов - оказание содействия в получении российских виз - фактически уничтожена.
Это произошло после вступления в силу указа президента РФ Дмитрия Медведева об отмене визового режима для неграждан Латвии и Эстонии.
По данным латвийских СМИ, турфирмы потеряли порядка 50 процентов заказов на оформление въездных виз в Россию. В настоящее время трудно назвать точную цифру их потерь, так как туристический сезон в самом разгаре. Но ясно, что в зимнее или весеннее время отрасль реагировала бы на российское нововведение куда острее.
"Вот если и для граждан визы отменят, то будет совсем плохо", - призналась директор и владелица латвийской туристической компании "Никос Травел" Елена Серебрякова. Она и ее коллеги опасаются, что Москва может ввести карту соотечественника для русских, живущих за рубежом. И тогда о предоставлении визовых услуг можно будет забыть.
В принципе для латвийской и эстонской экономик убытки ряда турфирм не являются существенными. Куда большее значение для них имеют железнодорожные перевозки, которые только за этот месяц получили сверхприбыль за счет увеличения числа пассажиров.
Ведь сразу после вступления указа Медведева в силу в Россию приехали сотни эстонских и латвийских неграждан. Поезда приходили в российскую столицу заполненные до отказа. А билеты были скуплены на две недели вперед.
Скептики ожидали, что ажиотаж на поездки в Первопрестольную спадут уже через месяц. Но этого не произошло.
В настоящее время билеты на поезда на направлении Москва-Рига, Москва-Таллин скуплены на ближайшие десять дней. Спрос на них не остановило даже повышение цен на билеты.
Как заявили "РГ" в Российских железных дорогах, билет на поезд из Москвы в Ригу в купейном вагоне стоит 4200 рублей, в плацкарте - 2500 рублей. Проезд в купейном вагоне из российской столицы в Таллин обходится пассажирам в 3400 рублей.
"Люди не обращаются больше в турфирмы и предпочитают ехать сами по себе - прежде всего, чтобы навестить родственников. Посмотрите, что происходит на границах и как заполняются поезда", - пояснила директор по туризму компании "Влисса" Евгения Малтавниеце.
Мы обратились к пресс-секретарю Латвийских железных дорог Бируте Саксе и выяснили, что, по оперативным данным, за первые две недели июля компания на российском направлении перевезла на два процента больше пассажиров, чем за тот же период прошлого года. Однако, оговорилась Саксе, при продаже билетов цвет паспорта не учитывается. Поэтому нельзя утверждать, что именно послабление для неграждан стало причиной указанного прироста.
"Если мы столкнемся с резким повышением спроса, то не замедлим увеличить длину составов", - заверила Саксе.
Тем не менее прибывающие на Рижский вокзал Москвы туристы из Латвии заявляют, что к поездам надо было прицепить дополнительные вагоны сразу после объявления указа Медведева.
"Железные дороги должны улавливать настроения рынка. Всем было понятно, что в Россию без виз захочет приехать много людей", - сказал корреспонденту "РГ" один из пассажиров по имени Дмитрий. Он считает, что поток пассажиров в дальнейшем не сократится, а напротив будет расти.
"Первыми в Россию поехали самые смелые, кто захотел лично на себе проверить действие указа. А также те, кто уже давно соскучился по России и теперь без стояния в очередях у посольства и лишних трат на визы решил быстро съездить к друзьям и родственникам. Но ведь есть еще и те, кто хотел посмотреть, как будут работать новые правила, и только потом уже ехать. И таких, кстати, больше всего", - отметил Дмитрий, добавив, что переварить новую волну пассажиров поезда смогут только за счет увеличения количества вагонов.
Не стоит забывать и об автобусах. Стоимость российской визы вполне сопоставима с ценой автобусного билета по маршруту Рига - Москва в компании "Эколайнс" - 1450 рублей в одну сторону.
После широкого жеста Кремля эта компания ощутила приток новых пассажиров, сообщила старший оператор компании Инна Биткулова. "Эколайнс" только что добавила третий рейс на Москву. Начиная с прошлой недели и по крайней мере до конца июля ежедневно (кроме вторника и среды) в Первопрестольную будет ходить дополнительный автобус, а это в среднем 54 места.
Однако эстонские власти утверждают, что на поток пассажиров из России в 2008 году повлиял не указ Медведева, а присоединение Эстонии к Шенгенской зоне. "В феврале и в марте 2008 года выросло число туристов из России по сравнению с теми же месяцами прошлого года. В мае туристов тоже было больше. Благодаря Шенгенской зоне граждане третьих стран, имеющие шенгенскую визу, могут поехать и в Эстонию, а также совместить поездку в Эстонию с посещением северных стран или стран Балтии", - сказал директор Центра по развитию туризма Целевого учреждения развития предпринимательства Тармо Мутсо.
"Российский турист в Эстонии - ценный клиент, так как в 2007 году он тратил за одну поездку больше, чем шведские и финские отдыхающие", - говорит Мутсо.
Но несмотря на это, Эстонские железные дороги на этой неделе решили прекратить с сентября пассажирское сообщение между Таллином и Санкт-Петербургом. Причина: возросшие расходы на использование инфраструктуры и неспособность конкурировать с более дешевыми автобусными перевозками.
К этому решению представители туриндустрии и сами путешествующие отнеслись негативно. Они считают, что автодорожный транспорт однозначно не дает достаточно возможностей для поездок между Эстонией и северо-западным регионом России. И он не сможет переварить выросший поток пассажиров на эстонско-российской границе.