18.07.2008 02:09
Общество

Экологические сборы не позволяют компенсировать ущерб, наносимый природе Кавказа

Экологические сборы не помогают компенсировать наносимый природе ущерб
Текст:  Назар Яхимович (Ставрополь - Черкесск)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4710)
Читать на сайте RG.RU

По закону каждое предприятие, загрязняющее окружающую среду, обязано возмещать свои действия финансово. Однако сегодня значительная часть ставропольских предпринимателей уклоняется от этих обязанностей.

Как сделать так, чтобы все владельцы вредных производств несли ответственность в полном объеме и каким образом превратить поступающие средства в действенный инструмент улучшения экологического состояния, выяснял корреспондент "РГ".

Недобрали половину

На Ставрополье работают порядка сорока тысяч организаций, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако регулярно перечисляют в бюджет требуемые суммы меньше четверти из них - такую статистику приводит в беседе начальник отдела экологического надзора краевого управления Ростехнадзора Надежда Качковская.

- Мы полностью охватываем сбором платы более или менее крупные предприятия, - сетует Качковская, - а вот с индивидуальными предпринимателями гораздо сложнее.

Представителей разнообразных ИП и ЧП сложно разыскать физически - по юридическим адресам, которые регистрируются в налоговых органах, в большинстве случаев найти никого невозможно. А отлавливать уклонистов "в поле" инспекторам не позволяет служебная нагрузка. Несмотря на сотрудничество с прокуратурой, потери от недоплаты измеряются как минимум сотней миллионов рублей ежегодно.

- За прошлый год мы собрали и передали в бюджет 111 миллионов рублей, хотя, на мой взгляд, при слаженной работе всех контролирующих и правоохранительных органов эта цифра могла быть выше, - отмечает Надежда Качковская.

Специалисты подчеркивают, что установленный размер платы не является разорительным даже для самого мелкого предпринимателя. По приблизительным расчетам, торговое предприятие, в котором заняты три человека, вряд ли заплатит больше чем 500 рублей в год. И тем не менее сознательность проявляют далеко не все. Дело в том, что рычагов воздействия службе очевидным образом не хватает, и это становится препятствием на пути увеличения собираемости.

- Дальше может быть хуже, - предрекает коллега Качковской по Карачаево-Черкесии Юрий Вишневецкий, - после выхода постановления правительства, которое отделило функции контроля за платежами от органов Ростехнадзора и передало их в ведение Росприроднадзора, у нас совсем не останется возможности влиять на не желающих платить.

По мнению Вишневецкого, принятое на федеральном уровне решение является ошибочным - у природоохранной службы нет ни опыта, ни технических возможностей, чтобы контролировать процесс уплаты положенных по закону сборов. Влияние постановления, вступившего в силу всего месяц назад, уже ощущается - если все первое полугодие количество поступающих средств неуклонно увеличивалось, уже в июне в цифрах наметилась стагнация.

Кстати, эксперименты над экологическими платежами уже проводились.  В течение шести лет деньги с загрязнителей собирала налоговая служба. Результаты ее работы оказались неутешительными, и в 2005 году весь комплекс функций по взиманию платы за воздействие на экологию был передан обратно Ростехнадзору. С тех пор, например, в Ставропольском крае удалось повысить собираемость вдвое.

Растворившиеся в бюджете

Между тем сегодня неясной остается и дальнейшая судьба собираемых средств. Согласно вердикту Конституционного суда деньги, уплаченные в бюджет по экологическим статьям, должны расходоваться соответствующим образом - на компенсационные мероприятия. Однако в реальности все происходит прозаичнее - поступившие финансы делятся в пропорции 20 - 40 - 40 процентов между бюджетами федерального, регионального и муниципального уровней, а как распоряжается ими исполнительная власть, никто проследить не уполномочен.

Со своей стороны, специалисты Ростехнадзора предоставляют в муниципалитеты информацию о размере собранных на их территориях средств и готовы оказать помощь в направлении их на профильные статьи расходов. Однако принудить мэров к выделению финансирования невозможно. В итоге, например, проведенный в КЧР мониторинг показал, что практически все средства, полученные от загрязняющих окружающую среду предприятий, были израсходованы нецелевым образом.

- Для исправления ситуации необходимо внести всего одно предложение в закон о бюджете, - уверен Юрий Вишневецкий, - достаточно прописать там, что средства, поступившие в бюджет от платежей, штрафов и исков за загрязнение, тратятся на соответствующие мероприятия.

В министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с подобным подходом не согласны категорически.

- Сегодняшнее законодательство не позволяет требовать от глав администраций распределять собранные средства целевым образом, - утверждает замминистра Андрей Хусточкин. - И решение Конституционного суда о компенсационном назначении экологических выплат поставило муниципалов в очень неудобное положение - его невозможно выполнить, не нарушая Бюджетный кодекс.
По мнению Хусточкина, нет большой беды в том, что исполнительная власть сама решает, сколько выделить на финансирование природоохранных мероприятий. Все равно в большинстве случаев на эти цели  бюджеты тратят больше, чем получают в виде сборов. К примеру, в краевую казну в прошлом году поступили 45 миллионов от загрязнителей, а одна только ведомственная целевая программа, направленная на улучшение экологического состояния, "весит" вдвое больше.

В министерстве предлагают взглянуть на ситуацию с принципиально иной точки зрения и задуматься над адекватностью установленного сегодня размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.

- Крупное химическое предприятие, которое у нас в крае не одно, в год платит порядка миллиона рублей при том, что объем атмосферных выбросов и водных стоков у него обычно просто колоссальный, - говорит Хусточкин. - Однако оно вполне могло бы платить в разы больше.

По мнению руководителей природоохранного ведомства, законодательное изменение шкалы, по которой определяются размеры платы, давно назрело. По имеющейся в министерстве информации, уже в ближайшее время соответствующие инициативы могут быть внесены в Государственную Думу РФ.

Экология Ставропольский край Карачаево-Черкесия Кубань. Северный Кавказ