Скандальное дело с переселением граждан из аварийного дома в центре Кургана дошло до суда. Жители муниципальных квартир считают, что администрация города поступила непорядочно, втайне передав их вместе с жильем новому собственнику, и требуют отменить незаконную сделку.
Хозяин - барин
"Во исполнение постановления администрации города всем жильцам дома необходимо освободить квартиры. Дом будет отключен от поставки коммунальных услуг для сноса. Администрация города Кургана". Это объявление Ирина Никулина обнаружила на дверях подъезда.
- Я смотрела списки ветхих и аварийных домов, подлежащих сносу. Нашего дома там не было, - говорит Ирина. - Почему он стал аварийным?
Вторая новость вовсе повергла ее в шок: оказывается, у Никулиных давно поменялся хозяин квартиры, а они и не знали! Дело в том, что собственником жилья, которое занимают Никулины и еще две семьи, до некоторого времени была мэрия города. Люди жили там по договору социального найма. В феврале мэрия заключила договор мены жилых помещений с известной строительной организацией (ООО "Фирма Баскаль") и передала ей в собственность две муниципальные квартиры. Взамен приобрела у фирмы другие квартиры в разных концах города. Туда и предполагалось выселить нанимателей. Такой порядок не противоречит закону. Еще в 2006 году Курганская городская дума разрешила администрации заключать договоры мены муниципальных жилых помещений для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Сделку оформили юридически. Только квартиросъемщиков об этом не уведомили.
- По договору получается, что люди были переданы новому собственнику как товар, - заявил на суде представитель жильцов Владимир Чистов. - По сути администрация города в одностороннем порядке расторгла и прекратила договор социального найма, а новый договор не заключила. Жильцы остались ни с чем.
Лакомый кусочек
Спорный восьмиквартирный двухэтажный деревянный дом находится по адресу: улица Пушкина 189а, в глубине квартала - не сразу заметишь его. Строению без малого 60 лет. По соседству с яркими высокими новостройками оно выглядит, конечно, анахронизмом. Но непрезентабельный внешний вид здания ничуть не смущает его обитателей. Восемнадцать лет назад сделали капитальный ремонт: провели центральное отопление, водоснабжение, канализацию, газ, обновили оконные блоки, пол и крышу. Дом получил вторую жизнь.
Сейчас он наполовину пуст. С владельцами приватизированного жилья застройщикам удалось договориться и расселить их по новым адресам. А вот жильцы четырех "нехороших" квартир, три из которых муниципальные, уперлись, не хотят переезжать, и все тут! Одного не устраивает этаж (жил на втором, а переселяют на первый). Другая недовольна проходными комнатами. Третьи вообще считают, что власти их обманывают и под прикрытием договора мены хотят провернуть какую-то другую сделку.
- Наш дом простоял бы еще сто лет, и никто из отцов города не обратил бы на него ни малейшего внимания, - говорит сосед Ирины Никулиной Александр Луговских. - Да вот на беду приглянулось это место застройщикам.
Место действительно завидное: центр города, до главной площади - пять минут хода, до супермаркетов и остановок общественного транспорта рукой подать. Чем не лакомый кусочек? Фирма собирается построить здесь новый жилой многоэтажный дом повышенной комфортности. Квартиры в том доме, естественно, будут недешевы. Простому смертному не по карману.
Экспертиза на глазок
Отдельной главы заслуживает история признания дома аварийным. Мнения специалистов сильно разделились. Одни говорят, что в таком доме жить нельзя, другие утверждают - можно.
- Дом имеет три больших дефекта, которые делают его не пригодным для проживания, - пояснил на суде эксперт административно-технической инспекции Кургана Александр Ефимов. - Во-первых, это сверхнормативный прогиб чердачного перекрытия в квартирах и на лестничных клетках, во-вторых, сверхнормативный выгиб наружной стены, в-третьих, дом построен по старым строительным нормам и не отвечает современным теплотехническим требованиям.
По словам эксперта, толщина стен деревянных домов в местном климате, даже по старым СНИПам, должна быть не менее 22 сантиметров, а в этом доме брус 15-сантиметровый. Но почему жильцы столько лет не знали, что дом построен неправильно? Никогда не замерзали. Наоборот, форточки зимой открывают.
- Как вы определили сверхнормативный выгиб стены? - поинтересовался суд у специалиста.
- Визуально, - ответил эксперт. - Я 30 лет занимался проектированием. Мне не надо замерять, я на глаз вижу сверхнормативные отклонения.
При таком осмотре немудрено провисание штукатурки принять за провисание перекрытия. Но если эксперт АТИ хотя бы осматривал дом, то оценщик рыночной стоимости квартир, видимо, и этого не удосужился сделать. Иначе как у него в отчете появилась бы толевая крыша? Ведь она шиферная. Таких мелких казусов очень много.
Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Владимир Чупахин использовал другой метод. Он осматривал дом по поручению прокуратуры. Пытался отрывать штукатурку, поднимать крышки ниш, заглядывал на чердак, изучал здание по периметру. Вывод: большинство пунктов, по которым дом признан непригодным для проживания, не соответствует действительности. Следов гниения стен и коррозии труб не обнаружено, несущие конструкции в удовлетворительном состоянии.
- Если захотеть, любой дом можно привести в непригодное состояние за полгода, - заявил в суде Владимир Чупахин. - Я не исключаю, что вспучивание стены - дело рук человеческих. Я был здесь в прошлом году и ничего подобного не видел. Сейчас дефект налицо.
Чтобы определить, опасен ли выгиб стены для жизни людей, по мнению жилинспектора, надо провести специальную инструментальную экспертизу. Жильцы уверены, что дом специально разрушают. Судебные разбирательства по спорному дому продолжаются. Очередное заседание - 21 июля. "РГ" будет следить за развитием событий. Между тем прокуратура Курганской области провела свою проверку и потребовала отменить постановление администрации Кургана о сносе дома.
Артем Гутов, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Курганской области:
- Как показала прокурорская проверка, чиновники администрации города открыто лоббируют интересы отдельных застройщиков, для чего изобретают всевозможные схемы отчуждения муниципального имущества. В доме 189а по улице Пушкина был грубо нарушен порядок признания его аварийным, а также не соблюдены положенные процедурные моменты. Например, собственники жилья и наниматели квартир в осмотре дома не участвовали и не могли высказать свое мнение. Не был приглашен инспектор Госпожнадзора. По закону земельный участок, на котором расположен дом, должен быть предоставлен фирме через открытые торги. Этого тоже сделано не было. К сожалению, это не единственный случай игнорирования муниципальными служащими законов, связанных с земельными отношениями. Подобное нами установлено и при возведении пристроя к зданию управления гражданской обороны на улице Томина, выделении земельного участка под строительство жилого дома ОАО "Сибирский газовик" на улице С. Васильева. По этим фактам прокурор области внес представление главе города Ельчанинову с требованием привлечь ответственных чиновников к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Кроме того, все материалы проверки направлены в следственное управление для решения вопроса об уголовном преследовании виновных.
Лариса Неупокоева, начальник правового управления администрации города Кургана:
- Мы категорически не согласны с выдвинутыми в наш адрес обвинениями. Считаем, что постановление администрации о сносе дома 189а по улице Пушкина полностью соответствует требованиям действующего законодательства, и никаких оснований для его отмены нет. Физический износ дома - 65 процентов. Межведомственная комиссия признала его непригодным для проживания. Не видим причин ей не доверять. Кстати, жилищная инспекция не имеет лицензии на проведение экспертизы, а административно-технической инспекции она выдается.
Люди, проживающие в квартирах по договору соцнайма, обижаются, что их не поставили в известность о смене собственника. Так ведь администрация этого и не обязана делать, потому что договор заключают между собой собственники квартир, а не наниматели. Мы не нарушаем их жилищных прав, потому что в новых квартирах с ними снова будут заключены договоры социального найма.
Что касается земельного участка, то никаких торгов здесь не требуется. По Земельному кодексу, если застройщик или кто-то другой приобрел право собственности на дом, то автоматически он приобретает право на использование земельного участка, на котором стоит этот дом
Кстати
В Кургане более 330 ветхих и 111 непригодных для проживания жилых помещений и домов. По договору мены за полтора года уже расселено 12 ветхих и аварийных домов, 188 человек улучшили свои жилищные условия, 24 семьи готовятся к расселению.