18.07.2008 01:00
Культура

В Эрмитаже прошел VII международный фестиваль "Большой вальс"

Ведущие российские музеи страны возрождают традиции классической музыки
Текст:  Дмитрий Теплов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4710)
Читать на сайте RG.RU

В Государственном Эрмитаже и пригородных дворцах-музеях завершился VII международный фестиваль "Большой вальс".

Ежегодная серия концертов, посвященная российским страницам жизни Иоганна Штрауса, организована в сотрудничестве известнейших европейских и российских учреждений искусства. "Этот фестиваль стал частью российской и мировой культуры", - сказал в приветственной речи директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Открыл "Большой вальс" в Гербовом зале Зимнего дворца оркестр Государственного Эрмитажа, которым управлял дирижер Владимир Зива. После этого серия концертов прошла в Эрмитажном театре, дворцах Петергофа, Царского Села, а также в Павловске, где выступал в XIX веке сам "король вальсов".

Штраус приезжал в Россию 11 раз. Поэтому современный фестиваль в его честь состоит из 11 концертов, по числу штраусовских сезонов. Как рассказывает автор идеи и художественный руководитель проекта Юлия Кантор, - тогда, в середине XIX века, восходящую звезду европейской музыки пригласила дирекция Царскосельской железной дороги; концерты на Павловском вокзале привлекли внимание публики к новому виду передвижения. Это был один из наиболее примечательных случаев, когда искусство одухотворило и помогло популяризировать технический прогресс. К сожалению, вокзал не сохранился до наших дней (он разрушен во время Великой Отечественной), поэтому концерты проводятся в Павильоне роз. Тема концерта в Павловске и на этот раз была соответствующая: "Штраус в пути". Каждая программа "Большого вальса" не только копирует афиши "короля вальса" XIX столетия, но и развивает заложенную им традицию - знакомить публику с музыкальными новинками.

Впрочем, тема движения, перемен вообще пронизывает красной нитью всю тематику подобранных для нынешнего фестиваля произведений Иоганна Штрауса и других композиторов. Заданный Юлией Кантор сюжет этого года - "Дороги и путешествия". А заключительный концерт "На бис" в Большом зале Петербургской филармонии был открыт музыкой из "Севильского цирюльника" Россини. Как пояснил залу любимец питерской публики руководитель Центрального оркестра ВМФ Алексей Карабанов, Иоганн Штраус отчасти сам был подобен Фигаро в умении везде поспеть, в своем стремительном передвижении по Европе. Прочие моменты из жизни и творчества Штрауса Алексей Карабанов также комментировал с неменьшей долей юмора и фантазии, предваряя музыкальные произведения экскурсом в историю, способным изумить даже знатоков.

- Физики говорят, что вечный двигатель невозможен, - сказал Алексей Карабанов. - Оптимисты говорят, - это трудно. Но Штраусу "Вечное движение" удалось!

На концертах "Большого вальса" выступали известнейшие дирижеры и инструменталисты: Дмитрий Хохлов (с Русским оркестром им. Андреева, отмечавшим 120-летие), скрипач Сергей Стадлер, пианист Виктор Высоцкий, На концерте "Дороги любви" всемирно известные солистки Мариинского театра Екатерина Семенчук и Ирина Матаева, изображая женские характеры в "Кошках" Россини, доводили публику до хохота, а дуэтом Лизы и Полины из "Пиковой дамы" - до слез.

Концерты "Большого вальса" посещает самая разная публика, - отбор и "элитарность" которой выражается разве что в уровне духовного развития.

- У Александра Сокурова есть хорошее выражение: "лица как в филармонии", - сказал на прощальном концерте Михаил Пиотровский. - И мне приятно видеть в этом полном зале именно такие лица...

Музыка