21.07.2008 02:00
Спорт

Кенийка Памела Джелимо стала главным открытием турниров "Золотой лиги"

Юная Памела Джелимо из Кении и опытнейшая хорватка Бланка Власич остаются единственными претендентками на приз в миллион долларов
Текст:  Николай Долгополов (Париж)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4710)
Читать на сайте RG.RU

Чтобы получить эту огромную для легкой атлетики сумму, нужно соблюсти лишь одно-единственное условие. Выиграть все шесть турниров "Золотой лиги" на призы Международной ассоциации федераций легкой атлетики (ИААФ). Из сотен атлетов, уже стартовавших на четырех этапах, лишь двое счастливиц без устали побеждали остальных.

Ну, с Бланкой Власич все ясно. Чемпионка мира по прыжкам в высоту, она никому не уступает уже в 34 турнирах подряд. Последний проигрыш имел место еще в июне 2007 года, когда Бланка уступила в Осло нашей олимпийской чемпионке Елене Слесаренко. Бланка даже установила своеобразный мировой рекорд, пытаясь 36 (!) раз побить прежний - 209 см, установленный Стефкой Костадиновой. Но 210 никак не поддаются, хотя однажды Бланка, без устали и одновременно рекламирующая всюду Хорватию и ее курорты, была на волосок от успеха. Но 209, взятые великой красавицей-болгаркой Стефкой еще в 1987 году, по-прежнему украшают таблицу мировых достижений.

После очередной победы на турнире "Газ де Франс" в Париже, где Власич взяла 201, оптимизма Бланке было не занимать.

- Я должна выиграть в Пекине, - уверена Власич. - Лена Слесаренко хорошая прыгунья, но вы же видите: я с 15 июня прошлого года никому не проигрываю. Почему что-то должно измениться в Пекине? - и посмотрела на меня с высоты своего огромного роста так, что больше вопросов о том, кто победит на Олимпиаде, задавать не захотелось.

Впрочем, я мог бы и объяснить Власич, что наши легкоатлеты готовятся в этом олимпийском сезоне по особому плану. Им наплевать на победы в коммерческих турнирах, и даже ради каких-то там 16 тысяч долларов, которые платят за победу на каждом этапе "Золотой лиги", они не собираются до Игр в Пекине гнаться за рекордами и деньгами. И в Париж, несмотря на настойчивые предложения, то бишь посулы организаторов, отмечающих десятилетие своего турнира, абсолютно никто из россиян не приехал. Все отправились в Казань на чемпионат страны, который и стал последним и решительным отбором на Олимпиаду. А вот после Игр, когда останутся два последних этапа "Золотой лиги", наши вступят в борьбу 29 августа в Цюрихе и 5 сентября в Брюсселе и, вполне вероятно, закроют Бланке и юной кенийке Джелимо проход в кассу. А Власич, как говорят люди знающие, больше всего на свете боится именно Елены Слесаренко.

С 19-летней Джелимо история совсем иная. Она возникла в этом сезоне совсем ниоткуда. Не было такой бегуньи на 800 метров, просто никогда не было. Специалисты, правда, отыскали ее имя в списке африканок, неплохо пробегавших 200 и 400 метров. А в этом году она вдруг в последнюю минуту заявилась на старт "Золотой лиги" в Берлине, показав отличный результат - 1 мин. 54.99 сек. На турнире в Париже я впервые увидел темнокожую девушку живьем. Она побила тут три рекорда: свой же недавно установленный мировой юниорский, рекорд Африки и высшее достижение турнира "Газ де Франс" - 1:54.97. Но дело даже не в результате - в самом беге. Впечатление, будто на дорожке быстрокрылый Серафим. Она играючи опередила и Люсию Клосову из Словакии, и свою опытнейшую соотечественницу, чемпионку мира прошлого года Джанет Джипкосгей. А знаменитейшей многократной чемпионке всевозможных первенств Марии Мутоле из Мозамбика здесь вообще нечего было делать - лишь 7-е место.

Как и почему такое удается девушке, которая даже на дорожке перед стартом чувствует себя явно неуверенно? Не разминается, стоит стоймя, смотрит на соперниц - она среди них явно не своя. Интервью дает неохотно: запрещает менеджер. Даже пресс-конференция Джелимо в Париже была отменена. Во время турниров ее прячут от журналистов. Она нечасто покидает комнату отеля, а уж если покидает, то в сопровождении тренера, он же - родной брат. У Памелы Джелимо осталась в мире лишь одна соперница - блондинка Елена Соболева, которая как раз несколькими часами раньше показала на чемпионате России в Казани время чуть лучше, чем у юной темнокожей девы.

После победы в Париже Джелимо выскочила из микст-зоны будто ошпаренная. Что-то буркнула в микрофон радиокомментаторов, вытянув вперед огромнейшие свои губы. Голос, кстати, у нее глухой. Повернулась спиной к остальным, и только мы и видели ее тонкую мальчишескую фигуру.

Кенийцы вообще почему-то неохотно рассказывают о юном гении, "забывая" английский. Уверяют, что все станет ясно после Олимпиады. Вообще, простите за игру слов, что-то здорово темнят.

только в "РГ"

И все же благодаря некоторым хитростям задать вопросы Памеле Джелимо удалось.

Российская газета: Памела, сколько же все-таки вам лет? Пишут, то 18, то 19.

Памела Джелимо: Мне только исполнилось 19.

РГ: А как получилось так, что результаты ваши начали расти с невероятной быстротой?

Джелимо: Это вам кажется. Я и раньше бегала 800 метров. Но никто не обращал внимания. Короткие дистанции удавались лучше. И когда я подросла, скорость объединилась с набранной физической формой. Отсюда и хорошие результаты.

РГ: Вы знали до забега, что Соболева показала в тот же день время чуть быстрее вашего - лучший результат сезона в мире?

Джелимо: Мне сказали. Я ее очень уважаю. Мы с ней встретимся на Олимпиаде.

РГ: А если попробовать предсказать итог этой встречи на стадионе "Птичье гнездо"?

Джелимо: Мне бы очень хотелось стать первой кенийкой, выигравшей для моей страны олимпийское "золото". До этого выигрывали лишь наши мужчины. Дорогу к этому с прошлого года прокладывает Джипкосгей, выигравшая чемпионат мира. Ради моей страны я мечтаю сделать многое.

РГ: Что же именно?

Джелимо: Я хочу победить в "Золотой лиге" и часть выигранных денег отдать на развитие экономики Кении или на стипендии в области науки. Я еще не знаю, кем хочу стать. Может, ученым?

РГ: А если немного о себе?

Джелимо: Я недавно вступила в клуб полицейских моей страны, за который сейчас и выступаю.

РГ: Я читал в вашей биографии, что мама была хорошей бегуньей на 200 метров и что у вас пять братьев и три сестры.

Джелимо: Это правда. И мой старший брат - мой тренер.

... А злые женские языки из соседних с Джелимо сборных намекают, будто во всем Памела похожа на своего брата. Прямо настоящий мальчишка. Да, в этом мире не любят, когда успех приходит быстро и неожиданно. Наверное, поэтому и болтают всякое.

Легкая атлетика Олимпийские игры