21.07.2008 03:00
Экономика

Американский "Хищник" провалил премьеру в "Фарнборо"

Чопорную и скучноватую атмосферу авиасалона в Фарнборо разнообразили американцы и русские
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4710)
Читать на сайте RG.RU

Завершил работу крупнейший и во многом определяющий мировую политику в области авиастроения салон "Фарнборо-2008". Новинок было немного, но интересные события случались.

Соединенные Штаты впервые показали в воздухе тяжелый истребитель пятого поколения F-22 Raptor (хищник). По всем своим характеристикам этот самолет значительно превосходит те истребители, что стоят на вооружении ВВС России. И европейскую премьеру F-22 ждали с нетерпением. Страсти подогрели американцы, заявившие, что Raptor пока еще настолько секретная машина, что вблизи, на земле, его рассматривать недопустимо, и самолет совершит лишь один пролет для специалистов. Зато, как анонсировалось, своим пилотажем он посрамит российские суперманевренные Су-30МК.

Однако пролет над летным полем в Фарнборо заокеанского "хищника" оказался почти провальным. Истребитель пятого поколения не смог повторить и доли того, что спокойно выделывает в воздухе не только Су-30МК, но и старичок Су-27. А при выполнении фигуры "кобра" истребитель даже просел и пилоту пришлось срочно включать форсаж, чтобы не рухнуть на землю.

Впрочем, как говорят российские специалисты, у F-22 прекрасные пилотажные характеристики, а слабый показ реальных возможностей этого самолета объясняется, скорее всего, просто небрежной подготовкой и недостаточной квалификацией пилота.

На земле новинок, можно сказать, не было. На стендах и статических стоянках преобладали те же образцы, что и два года назад. Правда, в Фарнборо впервые прилетел гражданский суперлайнер А-380. Но это все-таки уже хорошо известный самолет, который "Эрбас" никак не может запустить в серию.

Фурор произвел стенд питерского предприятия "Климов". Оно считается одним из мировых лидеров в области двигателестроения и достаточно динамично развивается. В Фарнборо заводчане привезли не только всю номенклатуру выпускающихся и перспективных моторов, но и очень яркое их обрамление в виде настоящих русских красавиц в более чем откровенных одеяниях. Девушки не только ослепительно улыбались, приглашая гостей салона знакомиться с продукцией завода более детально, но даже танцевали вокруг двигателей, которые, в свою очередь, очень эффектно подсвечивались.

Итогом стало то, что практически все посетители салона стремглав мчались сначала посмотреть на девичье двигательное шоу и застревали у стендов "Климова" надолго. Необходимый эффект был достигнут.

Но тут возмутились организаторы салона, потребовав в ультимативной форме прекратить разлагать солидную публику и дать возможность специалистам осматривать другие двигателестроительные стенды. На это "климовцы" ответили, что подобная практика широко применяется, например, на всех мировых автосалонах. Уже стало нормой, что красивый автомобиль просто обязана представлять красивая девушка. Консенсуса достигнуть не удалось, и шоу русских красавиц было все-таки значительно урезано, о чем сожалели даже самые солидные джентльмены-двигателестроители как из Старого, так и из Нового Света.

Если говорить о деловых результатах салона, то российская делегация выполнила практически все, о чем заявлялось в день открытия "Фарнборо-2008".

Был подписан очень важный для нас контракт по конвертации первых тридцати пассажирских лайнеров А-320/А-321 в грузовой вариант. Работы будут выполняться совместным российско-европейским предприятием AFC. Подписали контракт и "Сухие" на продвижение своего регионального "Суперджета".

Достигнуты договоренности и по ряду других взаимовыгодных направлений совместной работы. Так что для нашей делегации работу на "Фарнборо-2008" можно считать успешной.

Авиатранспорт