22.07.2008 02:00
Экономика

Почему ФАС не в состоянии влиять на рынок топлива

монополистам, манипулирующим с топливными ценами?
Текст:  Моисей Гельман
Российская Бизнес-газета - : №0 (663)
Читать на сайте RG.RU

Недавно премьер Владимир Путин жестко раскритиковал деятельность ФАС. Он пригрозил даже "кадровыми решениями" в случае, если ведомство "не проснется". Что же ему мешает, ведь ФАС зарекомендовал себя как активное, остро реагирующее на ситуацию ведомство? Почему оно не в состоянии влиять на рынок в части явного завышения топливных цен?

Федеральный закон о конкуренции прописан таким образом, что никаких монополистов, кроме естественных, у нас якобы нет и быть не может, а потому злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке у нас просто некому. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статье 4 упомянутого закона, в которой дано определение основных понятий. Тогда станет ясно, почему Федеральная антимонопольная служба не может бороться с монопольно высокими ценами.

Начнем с товарного рынка, под которым понимается "сфера обращения товара... на территории Российской Федерации или части ее, определяемой, исходя из экономической возможности... приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами". Доминирующим на рынке признается положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара превышает 65 процентов. Но оно может быть признано таковым антимонопольным органом, если эта доля и меньше 65 процентов, вплоть до 35 процентов, однако критерии для такого признания весьма туманны. Столь же "конкретны" критерии определения монопольно высокой цены, которую согласно статье 6 закона о конкуренции запрещается устанавливать или поддерживать. Но монопольно высокие цены устанавливают и поддерживают повсеместно, так как в законе отсутствуют количественные критерии для квалификации и выявления поборов и установления контроля над ценами.

Примите участие в опросе читателей "Российской бизнес-газеты"

Обратимся к бензину. Если исходить из процитированного выше определения "товарный рынок", то у владельцев автомашин всегда есть возможность приобрести топливо в любой из частей территории Российской Федерации. Ведь бензин продается во всех регионах, городах и весях. Таким образом, топливный рынок согласно законодательству охватывает всю территорию страны, и доминирующее на нем положение хозяйствующего субъекта, в данном случае какой-либо из нефтяных компаний, следует оценивать согласно закону только относительно всей территории России. Следовательно, никто из десятка крупных нефтяных компаний, владеющих почти всеми НПЗ, поставляющими бензин и торгующими им на бензоколонках, под понятие "доминирующее положение" не подпадает. Ведь доля каждой из них на топливном рынке страны много меньше 35 процентов и составляет в среднем 10 процентов.

Однако владельцы автомашин не ездят специально заправляться в соседние области. Поэтому объективно топливные рынки размещаются в границах городов или субъектов Федерации. И в большинстве из них, что не является секретом, топливные рынки согласно закону о конкуренции монополизированы одной, двумя или тремя компаниями, устанавливающими по сговору монопольно высокие, почти идентичные цены на бензин и дизтопливо. Не говоря об авиакеросине.

Сказанное относится ко всем видам товаров. Так что одна из причин ценовой инфляции и разбегающихся в разные стороны цен кроется в порочности антимонопольного законодательства, по сути разрешающего монополистам злоупотреблять своим доминирующим положением на рынках различных товаров.

Чтобы бороться с этими злоупотреблениями, необходимо изменить в законе о конкуренции определение товарного рынка, ограничив его рамками субъекта Федерации. Ведь товары люди покупают в местах своего проживания. Тогда можно будет устранять попытки злоупотребления монопольным положением на товарных рынках, в том числе на топливных, вводя согласно закону о конкуренции контроль над ценами и регулируя их.

Нефть и газ Бензин ФАС