Областная прокуратура инициировала ряд громких процессов в арбитражном суде. Речь идет о нарушениях закона прежней администрацией Саратова при выделении земельных участков.
Прокомментировать итоги этих процессов корреспондент приволжского представительства "РГ" в Саратове попросил начальника арбитражного отдела областной прокуратуры Ольгу Боброву.
Российская газета: Прокура-тура выиграла уже десятки исков, добившись признания незаконными распоряжений прежнего городского руководства. Какие нарушения допускались чиновниками?
Ольга Боброва: В городской администрации, когда ее возглавлял Юрий Аксененко, действовал порядок, по которому в нарушение Земельного кодекса участки выделялись сразу и для проектирования, и для строительства, на срок 10-25 лет. Не было, хотя это оговаривается в Кодексе, ни информирования населения, ни согласования с другими землепользователями.
На первом этапе мы оспаривали постановления об отводе земельного участка городской администрацией. Но отмена самого постановления еще не влечет отмены права пользования участком. Чтобы это произошло, нужно признать недействительным заключенный на основании постановления договор аренды. Но при обжаловании договоров аренды есть определенные сложности. У прокуратуры есть право выйти с иском о признании недействительным такого договора. Однако в соответствии с Гражданским кодексом это требование должно быть заявлено только в течение трех лет. В то же время расторгнуть договор может сам арендодатель. Однако если он не желает обращаться в суд (а такое часто происходит), заставить его мы не имеем права.
РГ: Когда шел процесс по стадиону "Спартак", который городская администрация отдала под застройку элитным жильем, юристы администрации продолжали отстаивать позицию прежнего городского руководства. Изменилась ли в судах позиция представителей власти сейчас?
Боброва: Изменилась. Там, где были допущены явные нарушения закона, представители администрации с нами соглашаются. Нынешняя городская власть не хочет отвечать за грехи своих предшественников. На сегодняшний день мы выявляем и старые грехи городской администрации, и те случаи, когда незаконное, по нашему мнению распоряжение принял уже комитет по управлению имуществом области. Нам все равно, кто нарушил закон - городская или областная власть.
РГ: Тем не менее территории общего пользования в Саратове продолжают застраиваться. Например, на улице Астраханской вырубаются деревья, появилось несколько капитальных строений прямо в зеленой зоне. Почему прокуратура этому не препятствует?
Боброва: Часто бывает так: участок предоставляют одному гражданину, а он передает свои права другому лицу. В результате первоначальное решение о предоставлении участка мы не можем оспорить. Действительно, у нас есть информация, и это не единичные случаи, что комитет по управлению имуществом предоставлял участок для временных торговых сооружений без права строительства, а потом на этом месте начиналось строительство магазина или кафе. В этом случае прокуратура возбуждает административное дело, поскольку речь идет о самовольно возведенном объекте. А вот заявить требование в арбитражный суд о праве на снос самовольно возведенного объекта мы не вправе. Это прерогатива местной власти.
Тем не менее в рамках, определенных законом, прокуратура действует. Вот один из примеров. Организация "Аревик" приобрела строение на углу Московской и Астраханской, на территории общего пользования, затем провела реконструкцию строения, в результате площадь недвижимости стала в два раза больше.
Затем "Аревик" обратился в суд с иском о признании права собственности на самовольно возведенный объект. Арбитражный суд Саратовской области отказал им в вправе признания собственности, поскольку это территория общего пользования, а само строение состоит на учете как памятник архитектуры. В свою очередь комитет по архитектуре администрации Саратова обращается в суд с заявлением о сносе самовольно возведенного объекта. И вдруг уже в процессе рассмотрения этого дела "Аревик" предъявляет свидетельство о собственности на этот объект, выданное управлением федеральной регистрационной службы. После этого прокуратура обратилась с иском в арбитражный суд о признании незаконными действий регистрирующего органа. Кассационная инстанция полностью согласилась с нами. Думаю, теперь комитет по архитектуре сможет закончить свое дело о сносе самовольно возведенного объекта.
По фактам незаконных действий регистрирующего органа прокуратурой в суд направлен ряд заявлений. По магазину "Меломан", находящемуся на проспекте Кирова, по торговым рядам "Сквер-3" рядом с Крытым рынком, которые были зарегистрированы как объект недвижимости.
В ряде дел мы столкнулись с такой новацией. Когда рассмотрение дела в арбитражном суде еще не закончено, противная сторона начинает писать на нас жалобы во все возможные инстанции, вплоть до администрации президента, обвинять во вмешательстве в хозяйственную деятельность. Пытается не доказать в суде свою правоту, а воздействовать на прокуратуру извне, включить административный ресурс. Раньше такое встречалось реже.
РГ: Значит, по-видимому, вас начинают всерьез опасаться. Скажите, чего все-таки, на ваш взгляд, лишился Саратов в результате подобной политики властей, распределявших городскую землю?
Боброва: Город лишился нормального облика. Если сравнивать Саратов с другими городами, скажем, с Казанью, там идет комплексная застройка по кварталам. Возводятся нормальные современные жилые комплексы с набором объектов социальной инфраструктуры. А в Саратове к захудалым лачужкам пристраивается многоэтажка, где, как правило, нет ни двора, ни детской площадки.
Или недавно нам удалось добиться признания незаконным постановления городской администрации о передаче в аренду 175 гектаров земель ОПХ Волга в поселке Зональном. Эта территория, как не использующиеся земли сельскохозяйственного назначения, могла бы в настоящее время быть передана под комплексную застройку. Но городская администрация поделила эти земли на 24 участка и передала различным физическим лицам и организациям в аренду на 49 лет, и пока шел судебный процесс, на этих участках активно велось строительство.
РГ: С одной стороны, в отношении бывшего мэра Саратова Юрия Аксененко возбуждено уголовное дело, с другой - в городе пока мало что изменилось. Каковы реальные результаты от выигранных прокуратурой судебных процессов?
Боброва: Сказать, что мы фундаментально поменяли обстановку в городе, нельзя. Часто возникает такая ситуация: участок был выделен с нарушением закона, но на этой территории уже строится или построен объект. И, естественно, возникает вопрос о разумности применения мер прокурорского реагирования. Если все время махать шашкой, от этого никому лучше не будет. Там, где участки не освоены, их можно вернуть. А там, где строится жилой дом, естественно, мы задумываемся о том, насколько адекватно будет наше обращение в суд. Ведь могут пострадать и интересы дольщиков, обычных граждан, кто к нарушению закона не причастен.
РГ: В последнее время в СМИ высказывается мнение о якобы проходящем в Саратове земельном переделе...
Боброва: На мой взгляд, если земельный участок передан в долгосрочную аренду и длительное время не используется, то здесь уместно ставить вопрос о прекращении права аренды, используя те механизмы, которые предусмотрены законом. Причем участок должен передаваться не конкретному арендатору, который чем-то приглянулся чиновникам, а выставляться на торги. Здесь я могу согласиться с тем, что нужна ревизия выделенных земельных участков, какой-то их передел. Но как раз органами прокуратуры вопрос о прекращении права аренды не может быть поставлен, так что передел нашими руками невозможен.
Тем временем
Вчера экс-мэру Саратова Юрию Аксененко было предъявлено обвинение по новому уголовному делу. Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела по расследованию особо важных дел областного управления следственного комитета Антон Скобликов, дело возбуждено по статье УК "Злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности". Как считает следствие, бывший мэр издал ряд распоряжений, которыми передал в собственность своей дочери участок на площади Кирова перед цирком. По словам адвоката Тамаза Барбакадзе, речь идет о событиях 1999 года, ранее правомерность предоставления этого земельного участка многократно проверялась, и никаких претензий к его подзащитному не было.
Ранее в отношении Аксененко возбуждались уголовные дела по превышению полномочий и по получению взятки, с марта этого года бывший мэр находится под стражей.