Глава Залегощенского района Орловской области Александр Санин неожиданно угодил под суд. Административное давление на него оказалось мощнее, чем вскрытые по его инициативе факты нецелевого использования десятков миллионов бюджетных рублей.
Судебная тяжба окончилась ничем. Прокуратура пыталась привлечь Александра Санина к административной ответственности и оштрафовать его на две тысячи рублей. Такова цена устного распоряжения подчиненным - выдавать прокуратуре документы строго по описи и под расписку. Так чиновник отреагировал на то, что документы для проверки исполнения бюджетного законодательства изымались "охапками". Санин посчитал, что зампрокурора района Елена Назарова в данном случае действовала неправомерно. В надзорном органе действия главы района расценили как административное правонарушение.
Санин не согласился. Мировой суд дважды вставал на его сторону. Затем прокуратуре отказал и федеральный суд. Пока Санина судили, он писал генпрокурору. Просил проверить деятельность местных правоохранительных органов: следя за каждым его шагом, они не замечают явных признаков злоупотреблений со стороны его предшественников. Так он считает.
- Стоило "копнуть кучу", как замучили проверками, - уверяет Александр Санин. - Надзорных служб очень много, каждая требует по несколько томов документов - хоть создавай специальный отдел для работы с проверяющими. Ничто не мешает той же прокуратуре взять и изучить статистику, а потом потребовать предъявить для надзора конкретные документы. Вместо этого требуют детальный отчет. Каждую бумажку забирают без описи, и нет гарантии, что она не пропадет. Сейчас госпожа Назарова пишет расписки типа: "получила четыре папки с документами". Какие документы, сколько, кто получил - непонятно. Я не против проверок, но все надо делать по закону.
Санин уверен, что закон должен быть равен для всех. По его твердому убеждению, только в этом случае можно победить коррупцию. Не будь этого "пунктика", возможно, не оказался бы упрямый глава в суде и не нажил бы неприятности. Едва заступив на должность главы района (было это в 2006-м), Санин затеял инвентаризацию. Ревизоры Контрольно-счетной палаты взялись за дело.
Особо впечатляют результаты проверок, проведенных в райотделе образования и жилищно-коммунальном хозяйстве по результатам работы в 2004-2005 годах. В первом случае выявлено нецелевое использование 3,3 миллиона рублей. Казенные деньги за несуществующий ремонт и техосмотр перечислялись на счета столичных фирм-однодневок, не проводились, как следует, через бухгалтерию, необоснованно списывались. Начальник роно Светлана Акулова и главбух Елена Гришина были уволены, но пытались восстановиться на работе. Не получилось: в суде факты подтвердились. Свидетели, директора школ утверждали, что на них давили из роно, заставляя подписывать акты выполненных работ, которых не существовало в природе.
- Акт ревизии я передал начальнику местной милиции, - рассказывает Александр Санин. - Тщетно ждал реакции, потом обратился в прокуратуру. Уголовное дело возбудили, но не в отношении конкретных лиц, хотя они известны, а "по некоторым фактам". Его передали для проверки в РОВД. Оттуда оно перекочевало в областной УБЭП, потом обратно, где пролежало до декабря прошлого года и было приостановлено. Я обратился к генпрокурору, и только в мае этого года районная прокуратура признала незаконным приостановление расследования. Проверка закрутилась по новой, но пока никто не поговорил даже с ревизорами. Зато администрацию проверяют все кому не лень, пугают сотрудников предостережениями и штрафами. Пожалуйста, пусть приходят, но не надо забывать о чести прокурорского мундира и парализовывать нашу работу.
Затем в прокуратуру был передан акт проверки МУП "ЖКХ". Ответа Санин не дождался, хотя этот документ любопытнее первого. Всего за год там было списано свыше половины основных средств, причем счет шел на десятки миллионов рублей. С баланса исчезли не отработавшие положенный срок двигатели, насосы, котлы, автомашины, трансформаторы и даже экскаватор. Одних труб списали на два миллиона рублей. Их якобы сдали в металлолом, но на счета предприятия не поступило ни копейки. По мнению ревизоров, необоснованно списывались материалы и топливо, выписывались премии, приобретались запчасти, брались кредиты и заключались договора подряда с частными лицами и организациями, не имевшими соответствующей лицензии.
Занимательна статистика взимания коммунальных платежей. В поселке есть люди, которые их не платят. Коммунальщики взыскивают долги через суд, и, если людям нечем платить, приставы арестовывают их имущество. В Залегощи нашлись должники, к которым претензии не предъявлялись. Например, на момент ревизии долг по квартплате тогдашнего прокурора района Ивана Касторного за полтора года превысил 17,5 тысячи рублей. Долг за отопление начальника райфинуправления Людмилы Ореховой за два года - 48,6 тысячи. Не исключено, что будь проверка не выборочной, всплыли бы аналогичные факты с участием других статусных лиц. Руководство МУПа отказалось объяснить, почему среди должников были "неприкасаемые", и не подписало акт ревизии.
- Сегодня МУП "ЖКХ" обанкрочено, - говорит Александр Санин. - Проанализировав результаты проверки, специалисты пришли к выводу, что если бы бюджетные деньги не уходили неизвестно куда, предприятие могло бы работать и сейчас. А теперь спрашивать вроде бы не с кого. О какой неотвратимости наказания можно вести речь? От отчаяния я обратился в генпрокуратуру. И тут же последовала реакция "с места" - районная прокуратура все-таки возбудила уголовное дело… в отношении механика предприятия Орехова. Как будто он управлял финансовыми потоками предприятия!
По крестьянской доброте Санин готов простить тех, кто потратил средства не по назначению - лишь бы больше не брались за подобное. Однако говорить об этом преждевременно - факты увода средств есть, а виновных по-прежнему нет. Вернуть деньги почти нереально. Случись это, райбюджет получил бы хорошую прибавку. Прокрученные через фирмы-однодневки средства можно было бы выделить, например, на ремонт Ломецкой средней школы. О ее бедах "РГ" рассказала в выпуске "Черноземье" 10 июня 2008 года. Двадцать лет там не могут построить новое здание и школьники ютятся в "колхозной" конторе. Да мало ли чего сделать можно, были бы деньги…
Справка "РГ"
В 2007 году в Орловской области было возбуждено 48 уголовных дел по фактам коррупции. В 2008 году - 76 . За два года в регионе получили реальные сроки заключения только два коррупционера. Более двадцати человек наказаны условно.