Мне повезло - я застал корабль у глубоководной набережной "Севмаша". А сегодня "Дмитрий Донской" в море, отрабатывает специальные задачи и готовится к финальному этапу испытаний нового ракетного комплекса "Булава". И свой профессиональный праздник - День ВМФ - экипаж под командованием капитана 2 ранга Олега Цыбина встретит в полигоне боевой подготовки.
В этот раз мне подфартило дважды: на борту "Дмитрия Донского" перед выходом в море я повстречал и нынешнего командира, и его предшественника в этой должности - капитана 1 ранга Аркадия Романова. Не так давно он получил повышение, перебрался в один из гарнизонов Северного флота, где базируются подводные "стратеги", но и сегодня связан с этим кораблем не только должностными обязанностями.
Это под его командованием уникальный ракетоносец, пройдя на "Севмаше" ремонт и модернизацию, заново учился держаться на плаву. А вслед за тем проводил первые испытательные пуски новой ракеты "Булава" - сначала бросковые в Белом море, а затем и стрельбы по полигону Кура на Камчатке.
У Московского института теплотехники, где разрабатывается "Булава", и в КБ "Рубин", где спроектирован корабль, а затем рожден план его модернизации, к экипажу претензий нет. Моряки-подводники свою часть работы выполнили без нареканий.
Каждый испытательный пуск - безусловно, определенный риск. И для самого корабля, и для тех, кто находится в этот момент на его борту. Особенно много переживаний было перед самым первым, бросковым запуском. Вдруг не получит нужного импульса вышедшая из шахты болванка, а рухнет вместе с несколькими тоннами пороха прямо на ракетную палубу?!
- Было много расчетов и предложений, чтобы такую вероятность исключить, - замечает Аркадий Романов, когда я вслед за ним ступаю на эту самую палубу.
Все ракетные шахты, а их тут два ряда по десять, плотно закрыты. Только справа по борту отдраен небольшой технологический люк. А возле ограждения рубки сгруппированы по отсекам и ждут команды на загрузку желтые жестяные коробки с пластинами регенерации - верный признак того, что не сегодня-завтра в море, а там: "По местам стоять! К погружению..."
Я оглядываю черное обрезиненное пространство ракетной палубы и убеждаюсь: здесь и впрямь может развернуться средних размеров грузовик. Какая мощь таится внутри, можно лишь догадываться. Хотя компоновку корабля мне объяснили давно и, что называется, на пальцах: два параллельно расположенных прочных корпуса, в каждом из которых свой реактор, паротурбинная установка, своя линия вала и, уже за пределами корпуса, гребной винт. В отдельной прочной капсюле - торпедный отсек со штатным боезапасом.
Все три прочных корпуса соединяются переходами с четвертым, где располагается мозговой центр корабля - командный пост и системы управления. И все это для того, чтобы разместить в пространстве между прочными корпусами 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности.
Изначально для подводных катамаранов проекта 941 "Акула" создавалась и была принята на вооружение твердотопливная ракета весом около 90 тонн. Как уверяют, для своего времени это была хорошая "машина". Но ее габариты и особенно стартовый вес требовали особых условий эксплуатации.
Ракетный комплекс "Булава", создающийся для АПЛ четвертого поколения, этот недостаток учитывает: сама ракета вдвое легче и значительно меньше. Потому на переоборудованном для испытаний "Дмитрии Донском" используются модернизированные шахты. А на вновь строящихся кораблях проекта 955 "Борей" (это головной ракетоносец "Юрий Долгорукий" и следующие за ним "Александр Невский" и "Владимир Мономах") шахты - их 12 - сконструированы уже под новую, облегченную, ракету.
Так случилось, что именно "Дмитрию Донскому" выпало "таскать каштаны из огня" для "Юрия Долгорукого". Я делюсь этим сравнением с Романовым и Цыбиным, они в ответ уточняют, что командир "Долгорукого" капитан 1 ранга Константин Митькин на испытательные пуски "Булавы" выходит вместе с экипажем "Дмитрия Донского".
И сами подводники, и члены заводской сдаточной команды решительно не соглашаются, когда их корабль называют "плавучим испытательным стендом". Да, сейчас полностью готовы для пусков "Булавы" только несколько шахт. Но по сути все, что будет на "Юрии Долгоруком", уже есть на "Дмитрии Донском", заверили меня на "Севмаше". А дооборудовать оставшиеся пусковые шахты, по оценкам заводских специалистов, можно всего за год - без постановки на стапель, а соединив это с доковым ремонтом корабля.
ТК-208, или "Дмитрий Донской"
Самая большая в мире атомная подводная лодка, полное водоизмещение - 49,8 тыс. тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3. Способна нести 20 трехступенчатых МБР на твердом топливе со стартовой массой 90 тонн. Всего построено шесть таких подводных катамаранов. Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на "Севмаше" ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний нового ракетного комплекса "Булава-30" Московского института теплотехники. По замыслу разработчиков этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования "Тополь" и "Тополь-М", должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент II" по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. Перед спуском на воду (июнь 2002-го) ему присвоили имя "Дмитрий Донской". К настоящему времени по программе испытаний комплекса "Булава" с борта подлодки произведено семь пробных стартов.
Кто станет владыкой морей?
В ближайшие 20 лет быстрее всего военный флот будет прирастать в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако наибольшие средства на эти цели выделят государства, входящие в блок НАТО. К такому заключению пришли специалисты консалтинговой фирмы AMI International, специализирующейся на военно-морской тематике. С 2007 по 2026 год НАТО (без США) затратит на модернизацию своего военно-морского потенциала $172,3 млрд, США - $159,7 млрд, страны Азии (включая Австралию и Новую Зеландию) - $153,8 млрд. Предполагается, что Россия выделит на свой военно-морской флот $12 млрд, страны Европы, не входящие в НАТО, - $6,5 млрд, Ближнего Востока и Северной Африки - $22,3 млрд, Латинской Америки - $17,3 млрд.
По числу военных кораблей, которые будут введены в строй, тоже лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион: 39% от общего числа судов, закупленных военными флотами мира. НАТО - на втором месте - 25,4%, США - на третьем - 10,7%. Россия закупит 4,83%.