Авиационные билеты для жителей дальних регионов России непомерно дороги.
Люди, средняя зарплата которых составляет 11-12 тысяч рублей, не могут долететь не только до Москвы при минимальной цене авиабилета 20 тысяч. Даже в пределах области или края довольно проблематично добраться из одного населенного пункта в другой. Дороги в таком состоянии, что только авиация дает возможность людям общаться. Другого транспорта просто нет, если не считать вездеходов. А если нет передвижения людей, отсутствуют контакты между ними: нет экономики, ничего нет. В принципе это является также косвенным нарушением Конституции, права человека на свободное передвижение. Ситуацию надо радикально менять.
Конечно, существует рыночная реальность. Власть должна дотировать билеты из госбюджета, и соответствующие распоряжения правительством уже даны. Посмотрим, как они будут выполнены. Однако это уже не рыночный подход к решению проблемы. Должна быть определенная конкуренция среди авиаперевозчиков. Причем не только российских, но и иностранных. Если отечественные авиакомпании не в состоянии обеспечить перевозки на том же Дальнем Востоке, то можно допустить на наш внутренний рынок и зарубежные.
В правительстве должен быть кто-то на уровне вице-премьера, который бы специально занимался проблемами Дальнего Востока, связями с остальными районами России. Если люди не общаются друг с другом, то нет страны.
Проблема состоит и в том, что наши люди уезжают оттуда в западные районы России, где более комфортно. По-человечески их понять можно. Если мы хотим сохранить единство страны, то надо не только билетами заниматься. Нам надо серьезнейшим образом заняться комплексной программой развития Дальнего Востока, начиная с переселения людей. То, что делали в свое время Витте и Столыпин. Сделать этот район обжитым. Там живут сегодня всего 6-7 миллионов россиян в окружении 300 миллионов китайцев. Это одна из серьезных демографических проблем для России.