Военная прокуратура Республики Башкортостан возбудила уголовное дело по факту издевательств над 22-летним рядовым Артемом Рабоволиком, прибывшим на армейскую службу в Уфу из Воронежа.
Вот что сообщил корреспонденту "Российской газеты" помощник военного прокурора Башкортостана Денис Халемин:
- Уголовное дело возбуждено по статье 335 УК РФ "Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности". Под следствие попали трое солдат, призванных ранее в отряд спецназначения воинской части № 6795, расположенной в Ленинском районе города Уфы. Если их вина будет доказана, парням грозит до пяти лет лишения свободы.
Артема Рабоволика призвали в армию уже в 22 года, сразу после учебы. Поэтому он надеялся, что сможет без проблем адаптироваться в части. Но великовозрастному призывнику доставалось от дедов еще больше, чем 18-летним новобранцам, несмотря на то, что Артем получил до армии неплохую спортивную подготовку, занимался легкой атлетикой и лыжами.
- Деды били молодых солдат, в числе которых был и я, палками по телу и по ногам, - рассказал корреспонденту "Российской газеты" Артем. - В течение получаса нас заставляли добывать сигареты, печенье, майонез. А если не справляешься, то тебя снова ждали побои. Приходилось попрошайничать возле магазина. Это происходило почти каждый день. Меня били по голове поварским "веслом", которым мешают суп и кашу, до тех пор, пока оно не ломалось, а потом заставляли его чинить.
Издевательства над Артемом продолжались почти четыре месяца. В один из дней у парня поднялась температура до 39,5 градуса, ему сначала ошибочно поставили диагноз мышиная лихорадка и отправили в инфекционную больницу. По истечении десяти дней, когда диагноз не подтвердился, парня вернули в воинскую санчасть. Но чувствовал себя Артем так же плохо. Он позвонил родителям в Воронеж и попросил их приехать.
- Мы увидели сына в тяжелом состоянии, - вспоминает мама парня Лилиана Рабоволик. - Первые два дня он еще немного ходил прихрамывая, а потом даже не мог встать с кровати. В санчасти Артему давали только жаропонижающие препараты, его ноги стали бурого цвета, и мы потребовали перевести его в городскую больницу.
Врачи ГКБ № 21 поставили диагноз тромбоз глубоких вен. Это значит, что при любой нагрузке на организм тромб может оторваться от стенки сосуда,
быстро добраться до сердца и спасти Артема уже будет невозможно.
- Пострадавший парень вовремя поступил к нам на лечение, ему удалось спасти ноги, но теперь необходимо длительное лечение и щадящий режим. Первые полгода Артем должен совсем избегать физических нагрузок, а потом сможет заниматься только легким трудом, - пояснила корреспонденту "РГ" заместитель главного врача уфимской больницы № 21 Людмила Кокина.
Сразу после выписки из клиники Артем обратился в комитет социальной защиты военнослужащих. Как сообщили корреспонденту "РГ" в этой организации, в санчасти подразделения проходил лечение еще один солдат из той же военной части. После избиения старослужащими у новобранца произошло смещение позвонков. Врачи признали его временно негодным к воинской службе и рекомендовали выехать в отпуск на месяц, однако из расположения его не отпускают.
Военная часть № 6795, в которой служил Артем Рабоволик, относится к внутренним войскам и подведомственна МВД. Комментировать происшедшее ни командование самой части, ни вышестоящее руководство в Самаре не стали. Трое подозреваемых в издевательствах над Артемом в настоящее время продолжают служить в той же части.
Башкирский военком Тимофей Азаров резюмировал эту историю по-своему:
- Будущей осенью и весной со срочной службы из армии уволятся последние группы ребят, служившие по два года, останутся ребята, призванные на год. Полгода они будут проходить учебу и полгода фактически служить. Я уверен, что ситуация кардинально изменится и неуставные отношения изживут себя сами.
История Артема очень напоминает нашумевшую трагедию Андрея Сычева, лишившегося обеих ног после пыток, которые устроили ему старослужащие. Но Рабоволику все-таки повезло чуть больше: врачам удалось сохранить молодому человеку ноги, но в настоящее время решается вопрос об установлении инвалидности.