25.07.2008 07:00
Экономика

Стартует Второй Тихоокеанский экономический конгресс

На втором Тихоокеанском экономическом конгрессе будет представлена Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года
Текст:  Юлия Прохорова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4715)
Читать на сайте RG.RU

Завтра открывается Второй Тихоокеанский экономический конгресс, спонсором которого стала транспортная группа FESCO. Презентация Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года станет одним из ключевых его событий. Стратегия разработана краевой администрацией Приморского края совместно с Центром стратегических разработок "Северо-Запад" Санкт-Петербурга.

Работа над стратегией ведется уже больше года. Первые ее контуры губернатор Сергей Дарькин обозначил перед участниками конгресса в прошлом году, рассказав о значимых проектах, которые в ближайшие годы будут реализованы в крае. Это подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году, создание агломерации "Большой Владивосток", организация новых крупных производств.

- Нами подготовлен пакет предложений по строительству АЭС, алюминиевого завода мощностью 600 тысяч тонн продукции, нефтеперерабатывающего и нефтехимического производств мощностью 40 миллионов тонн в год, завода сжиженного газа, строительство магистрального газопровода Хабаровск-Владивосток, создание морского кластера, - сказал Сергей Дарькин. - Планируется комплексное развитие энергетики, туристического потенциала края. Особое внимание будет уделено инновационному блоку развития экономики Приморья.

По подсчетам экспертов, если все эти проекты будут реализованы, к 2020 году ВРП Приморского края увеличится более чем в шесть раз. Идет разработка комплексной программы развития Приморья до 2025 года, которая станет настоящим справочником для инвесторов.

В прошлом году министр финансов Алексей Кудрин, присутствовавший на конгрессе, заявил, что "Россия намерена расширять контакты в АТР - регионе с динамично развивающейся экономикой, доля которого в мировой экономике - 55 процентов, а средние темпы развития экономики выше на пять процентов, чем в Европе". В связи с этим государство намерено реализовать в ДВФО ряд крупных экономических проектов, но правительство выделит на это примерно 20 процентов необходимых средств, остальное должны вложить частные инвесторы.

Какой сценарий поможет достигнуть поставленных задач, и предстоит узнать участникам конгресса. Сейчас остановимся на основных направлениях Приморской стратегии-2025, которые были обозначены на слушаниях первой ее версии. Тогда краевые власти и эксперты высказали ряд замечаний и отправили концепцию на доработку, с условием, что она должна быть готова ко Второму Экономическому конгрессу.

Разработчики предложили два сценария развития территории - инерционный и индустриальный. Первый предполагает усиление базовой специализации края (транспортно-транзитной функции), второй - строится на новой индустриализации.

По мнению авторов концепции, Приморью есть смысл сосредоточиться на совершенствовании транспортно-логистической инфраструктуры, модернизации портов, развитии припортовых железнодорожных станций и т. д. Предпосылки для такого сценария есть: развивается внешняя торговля России и стран АТР, повышается значимость евроазиатских транспортных коридоров, растут потребности в портовой инфраструктуре в целом.

В то же время разработчики признают, что "новая индустриализация" принесет больший прирост ВРП (к 2025 году - 1,95 триллиона рублей в ценах соответствующих лет), чем усиление базовой специализации (1,26 триллиона). Но первый сценарий достижим при меньших людских ресурсах, а для эффективной реализации второго необходимо, чтобы к 2025 году количество людей, занятых в местной экономике, было почти на 180 тысяч больше, чем при транзитно-транспортной специализации. Решить эту проблему в условиях демографического кризиса сложно.

Каждый из сценариев имеет свои плюсы и минусы, а идеальный вариант - совмещение сценариев. Именно это, по их мнению, позволит достичь конкурентоспособных экономических результатов и принципиально изменить специализацию края, обеспечив выход на мировой рынок с высокотехнологичной и востребованной продукцией. Но какими ресурсами этого достичь?

По мнению профессора Михаила Терского, в последние годы Приморский край совершил крупный стратегический маневр, сформировав сервисную модель экономики, ориентированную на внешние рынки. На ее долю приходится примерно 70 процентов ВРП. Это и есть главный стратегический ресурс для развития. Недаром государство решило вложить миллиарды в сервисную инфраструктуру Приморья. Поэтому приоритетными должны стать инвестиции в сервисные технологии, логистическую, финансовую и внешнеэкономическую инфраструктуру, а также в подготовку соответствующих кадров.

На решение последней задачи направлено создание Дальневосточного федерального университета, в котором будут обучаться около 50 тысяч российских и иностранных студентов.

Но демографическая ситуация на Дальнем Востоке требует особой политики. За 15 перестроечных лет самой болезненной для Приморья проблемой было сокращение населения. Нужно создавать условия, чтобы сначала перестали уезжать оставшиеся, а уж затем стали приезжать новые.

Хватит ли для решения всех вышеперечисленных задач внутренних ресурсов Приморья и, если рассчитывать на внешние ресурсы, то в какой степени? Как должны при этом взаимодействовать власти и бизнес? Ответ на эти злободневные вопросы и должны дать авторы стратегии. И приморская стратегия должна стать логической частью стратегии общероссийской.

Крупные компании Владивосток Дальний Восток