Вчера в Следственном комитете при прокуратуре РФ сообщили, что компетентные органы ФРГ передали России свои наработки, связанные с расследованием отравления бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.
Как известно, Германия после нашумевшей истории с полонием незамедлительно включилась в это дело и начала проводить собственное расследование. Отголоски немецкого следствия доходили до России. Они были связаны прежде всего с пребыванием в Гамбурге одного из фигурантов этого запутанного дела Ковтуна. Он, как и Андрей Луговой, за несколько дней до смерти Литвиненко прилетал в Лондон и пил с ним чай. Немцы проверили на радиоактивность номер в гамбургской гостинице, где проживал Ковтун, и следы изотопов были найдены. Об этом немцы сообщили уже через пару месяцев после смерти Литвиненко. Правда, так и оставалось неясным, что же за радиоактивный элемент обнаружили в Гамбурге. Англичане, которые ведут собственное следствие по факту смерти Литвиненко, заявляли, что агента ФСБ убил полоний 210. Однако никаких экспертных заключений представлено не было. Обвинительные утверждения англичан пока так и остаются ничем не подкрепленными. Выводов экспертиз они не представили, даже когда прислали в Москву запрос об экстрадиции в Англию Андрея Лугового. Оставалась надежда на немцев, которые до поры до времени также хранили молчание.
С мертвой точки дело стронулось после того, как 27 декабря 2006 года следователем по особо важным делам Следственного комитета А. Отводовым был направлен запрос в ФРГ об оказании правовой помощи в уголовном деле по убийству Литвиненко и попытке отравления Ковтуна. Наши следственные органы считают его, возможно, хоть и невольной, но жертвой радиоактивного отравления. Кроме того, наши следователи попросили немецких коллег позволить провести на территории Германии следственные и иные процессуальные действия.
Немцы ответили не сразу. И вот 13 июля этого года в Гамбург вылетела рабочая группа российских следователей, а также представители международно-правового управления Генеральной прокуратуры России. Поездка оказалась успешной, но подробности переданных данных следователи пока не раскрывают. Так что неясно, фигурирует ли в немецких материалах слово "полоний".
В настоящее время, как уточнили вчера в Следственном комитете, переданные немецкой стороной копии материалов направлены для перевода на русский язык, после чего будут тщательно изучены и приобщены к материалам уголовного дела.