25.07.2008 04:32
Экономика

В Губкине объявляют охоту на нелегальных таксистов

Власти решили навести порядок в сфере таксомоторных перевозок
Текст:  Сергей Антонов (Белгородская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (4715)
Читать на сайте RG.RU
Устав от бесконечных жалоб на водителей такси, власти Губкина решили навести порядок в этой сфере пассажирских перевозок. И дали владельцам "моторов" срок на исправление - до первого августа.

Аварийная четверть

Перед таксистами поставили жесткие условия. Либо последние будут вести цивилизованный бизнес, либо город устроит на нелегалов настоящую охоту, со всеми вытекающими отсюда последствиями - вплоть до снятия номеров.

- Нам периодически поступают жалобы от пассажиров, - рассказывает корреспонденту "РГ" заместитель главы администрации Губкина по ЖКХ и системам жизнеобеспечения Михаил Перепелица. - Кто-то попал в аварию и пытается добиться компенсации, кто-то считает, что услуга была оказана не должным образом, кого-то просто оскорбил водитель. Сегодня в Губкине всего десять официально зарегистрированных фирм - тех, кто имеет собственные диспетчерские пункты. Сколько на улицах частников-одиночек, неизвестно. Но представьте себе: человек отработал днем смену, скажем, на горно-обогатительном комбинате, а ночью ставит "шашечки" на авто и с красными глазами садится за руль. Мы провели анализ статистики ДТП - четверть всех аварий в городе происходит с участием таксомоторов.

К предложению играть по правилам перевозчики отнеслись скептически. Понятное дело, никому из предпринимателей не захотелось нести лишние расходы по внедрению системы выдачи путевых листов, медицинского освидетельствования водителей и так далее. Но деваться им, похоже, некуда. К тому же список претензий к ним можно продолжать и продолжать.
- Взять, к примеру, ОСАГО, - продолжает Михаил Перепелица. - У многих таксистов страховка выдана на частное лицо, а не на индивидуального предпринимателя. Не хочешь оформляться - сдавай свою машину в аренду.

Навстречу клиенту

Сами таксисты хоть и не рады реформам, однако считают, что "проблему действительно надо решать". Правда под "проблемой" они понимают присутствие на рынке конкурентов-одиночек, не желающих играть ни по каким правилам.

- Да, возможно, мы в чем-то работаем не по закону, - говорит водитель потрепанной "девятки" с "шашечками" на крыше Андрей. - Но я считаю, если клиент звонит в нашу фирму не первый раз, значит, он услугой доволен. Зачем что-то менять? Здесь действует свой естественный отбор: плохо обслужили - в следующий раз человек воспользуется услугами конкурента. В конце концов слабейший просто обанкротится и уйдет с рынка. Хотя, в принципе, было бы хорошо, чтобы всерьез занялись теми, кто "бомбит" по ночам сам по себе - они и клиента отбивают, и ценовой политики не придерживаются, и в аварию, если, не дай бог, попадет, спросить будет не с кого. Мы же работаем от фирмы, поэтому в случае чего человек знает, куда жаловаться.

Всего, по неофициальным данным, в Губкине насчитывается около пятисот таксистов. Ужесточение требований, считают чиновники, поможет снизить это количество, что в конечном итоге положительно повлияет на качество услуг - жесткая конкуренция вынудит предпринимателей идти навстречу клиенту.

Недовольные - на выход

Следующим шагом по реформированию системы таксомоторных перевозок будет введение своеобразного "дресс-кода" для водителей. О шоферах в шлепанцах, с голым торсом и с сигаретой в зубах можно будет скоро забыть.

В перспективе изменения коснутся организации стоянок. Владельцев специализированных фирм обяжут согласовывать с органами местного самоуправления зоны парковок: в первую очередь это касается тех водителей, кто работает в ночное время. Также перевозчики будут обязаны следить за чистотой в этих местах. Кстати, аналогичные требования к содержанию "подведомственных" территорий предъявляются в области ко всем бизнесменам, и перевозчики не станут исключением.

Что же касается тех, кто не захочет работать по новым правилам, то разговор с ними будет коротким: такси - это не "маршрутки", и отсутствие части из них на жизни горожан не отразится.

- Город проживет без такси пару дней. Что в это время будут чувствовать владельцы - другой вопрос, - замечает Михаил Перепелица. - Первый рейд совместно с ГИБДД и транспортной инспекцией мы уже провели - улучшений нет. Правда, время до августа еще есть.

Кто следующий?

Что касается других крупных городов региона, то здесь схожие проблемы. Правда масштабы другие. Так, в Старом Осколе, количество операторов перевозок скоро достигнет сотни.

В транспортном отделе администрации Старооскольского городского округа заявили, что шаги, аналогичные предпринятым в Губкине, безусловно, будут сделаны, однако о какой-либо конкретике пока говорить рано. В настоящее время предложения транспортников рассматриваются местными депутатами, и о реформировании системы частного извоза можно будет что-либо сказать не раньше середины августа, после депутатской сессии. К слову сказать, с недавнего времени транспортными проблемами в муниципалитете заведует бывший руководитель одного из оскольских таксопарков, и, по словам местных перевозчиков, чего ожидать от "новой метлы", никто не знает - то ли по старой памяти бизнесменам будут помогать, то ли, зная систему изнутри, проблемы будут решаться кардинально.

Что касается областного центра, то здесь действует почти шестьдесят фирм, занимающихся услугами такси: по официальным данным - 652 машины. Система частных перевозок сформировалась давно и, судя по всему, кардинальных реформ в будущем не предвидится. Как сообщили корреспонденту "РГ" в отделе организации транспортного обслуживания населения администрации Белгорода, городские власти совместно с контролирующими организациями - ГИБДД, налоговыми органами - постоянно проводят совместные совещания с руководителями общественных формирований перевозчиков. По предложениям комитетов по управлению Западным и Восточным округами согласованы 25 мест стоянок такси на территории города, заключены договоры по их уборке. Помимо прочего, разработан паспорт стоянки.

Справка "РГ"
Попытки упорядочить работу такси неоднократно предпринимали власти многих городов России. Так, в прошлом году в Московской городской думе активно обсуждался Закон "О такси в городе Москве". Согласно этому документу должен быть подтвержден трехлетний водительский стаж, каждому шоферу необходимо пройти аттестацию на знание города и русского языка. Вологодские депутаты обязали водителей проходить предрейсовый медицинский контроль и носить бейдж с именем, отчеством и фамилией. Подобные правовые акты существуют сегодня в Калуге, Краснодаре и других административных центрах субъектов Федерации.
Общественный транспорт Белгородская область Центральная Россия