Антимонопольная служба Дагестана возбудила дело в отношении акционерного общества "Авиалинии Дагестана", обвинив его в нарушении закона "О защите конкуренции". Антимонопольщики считают, что компания завысила тарифы. Рассмотрение дела назначено на 31 июля.
Формальным поводом для претензий ФАС стало резкое подорожание билетов в Дагестане при отсутствии каких-либо дополнительных услуг пассажирам. Сейчас стоимость перелета из Махачкалы в Москву составляет от 7500 рублей в один конец, тогда как в начале года эта услуга стоила от 4000.
- Были звонки с жалобами от пассажиров этой авиакомпании, за ними и последовала наша проверка, - рассказывает глава УФАС РФ по Дагестану Курбан Кувасаев. - Мы обнаружили нарушения закона "О защите конкуренции": стоимость перелета, на наш взгляд, необоснованно завышена. Сейчас ведем расследование и сбор доказательств нашей правоты.
Авиаторы категорически отвергают обвинения в свой адрес, мотивируя повышение цен лишь сторонними факторами - повсеместным подорожанием топлива.
- С начала года стоимость билетов поднялась на 60 процентов, но это лишь из-за роста цен на авиакеросин, - парирует обвинения УФАС генеральный директор авиакомпании Мирза Омариев. - Цена на нефть выросла до 1500 евро за тонну и, по прогнозам специалистов, будет еще расти. Мы - коммерческая компания, поэтому вынуждены обеспечивать себя за счет этих перевозок. При этом в убыток себе осуществляем социальную политику, вводя специальный тариф для молодежи, пенсионеров, военнослужащих.
Антимонопольщики признают, что цена на авиакеросин выросла, но для них это лишь повод посмотреть, нет ли сговора еще и среди поставщиков авиатоплива, причем на всех этапах: среди производителей, оптовых и розничных продавцов. Авиаторам при этом все равно не избежать проверки, тем более что это не первое нарушение закона с их стороны. Пару лет назад уже были сигналы о том, что махачкалинцы препятствуют другим агентствам в реализации авиабилетов на своей территории.
- На федеральном уровне принято решение о разделении ранее объединенных субъектов: непосредственно "Авиалиний" и махачкалинского аэропорта. Поэтому мы хотим выяснить: могут ли сейчас наземные службы аэропорта напрямую заключать договоры с любой авиакомпанией, которая пожелает работать на этом направлении, а не только с местной, - говорит Кувасаев.
Пока длится проверка, пассажиры остаются без альтернативы.
- Выбора просто нет: самолеты в Москву летают редко, - сетует махачкалинский бизнесмен Ильяс. - Специфика моей работы такова, что мне нужно бывать в столице два-три раза в месяц, но с отсутствием альтернативы и таким ростом цен придется хорошо подумать о вариантах поездки на поезде или автобусе.
Битва "за воздух" кипит не только над горами Дагестана. Нешуточное соперничество за выгодные направления идет между авиакомпаниями и аэропортами и в соседних регионах. Уже который месяц элистинский аэропорт закрыт для иностранных авиарейсов. Причина в недостаточной оборудованности пункта регистрации аэровокзала: на момент проверки волгоградской таможней не оказалось соответствующей таблички на дверях терминала, отсутствовала необходимая оргтехника. Несмотря на то, что все замечания таможни калмыцкие авиаторы уже исправили, запрет на регистрационные работы для иностранцев в Элисте не снят. А это означает, что в борьбе за выгодные зарубежные чартеры можно забыть об удобствах пассажиров, вынужденных приземляться в соседних аэропортах Волгограда или Ростова-на-Дону и добираться до Элисты лишние шесть часов на такси.
Между тем
Проверки механизма образования цен на авиационное топливо начнутся на Сахалине, в Новосибирске, Красноярске, Петропавловске-Камчатском и других городах страны. ФАС России заинтересовалась ситуацией в отечественном топливно-заправочном комплексе и поручила ряду региональных управлений до 1 августа проверить аэропорты с наиболее высокой стоимостью топлива и принять меры антимонопольного реагирования. Дела о нарушении закона "О защите конкуренции" уже возбуждены в Челябинске, Улан-Удэ и Хабаровске.