25.07.2008 04:10
Экономика

Отсутствие причалов мешает мурманским рыбакам вернуться к родным берегам

Отсутствие причалов мешает промысловикам вернуться к родным берегам
Текст:  Андрей Попов (Мурманск)
Российская газета - Мурманская область: №0 (4715)
Читать на сайте RG.RU

Если мурманские рыбаки привезут весь свой улов в родной порт, как того требует подписанное премьер-министром российского правительства постановление,  рыбный порт в Мурманске полностью встанет. Пока чиновники раздумывают над тем, как справиться с приемом будущего улова, рыбаки забросали их собственными инициативами.

С 1 января будущего года вся рыба, выловленная россиянами в отечественных морях, в том числе и Баренцевом, должна доставляться только на таможенную территорию РФ. Проще говоря - на родной берег.

Во всех приморских  регионах уже определены официальные таможенные пункты пропуска. С начала следующего года только через них выловленная рыба может выгружаться на берег.

Правительственное постановление лишь расширило границы экономической зоны, откуда доставка морепродукции на родной берег станет обязательной. Основные районы промысла были оговорены принятыми еще в 2007 году поправками к федеральному закону о рыболовстве. Но вступление в силу нормы об обязательном предъявлении уловов российским таможенникам отсрочили на год. По словам руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, этот срок отведен для того, чтобы отечественные порты хотя бы приблизились к европейскому и азиатскому уровню, и при оформлении добытой рыбы счет шел на часы, а не на сутки.

Судам, ведущим промысел в полярных водах Северного бассейна, придется сдавать улов исключительно в Мурманском рыбном порту.

По подсчетам специалистов, в Баренцевом море добывается практически четверть всей легальной российской рыбы. Однако вряд ли наш порт через несколько месяцев будет в состоянии справиться со столь мощным притоком рыбопродукции. Уже сегодня суда выстраиваются здесь в очередь всего к трем выделенным для разгрузки рыбы причалам. А что будет, когда после многолетнего перерыва, наконец, откроется мойвенная путина, не говоря уже о доставке уловов из Баренцева моря?

Кроме подобных "внутренних" проблем, по мнению рыбопромышленников, у мурманского рыбного порта есть еще один "минус" - от основных районов промысла его отделяет слишком большое расстояние.

Рыбакам придется  тратить драгоценное время и не менее драгоценное сегодня топливо на заходы вглубь Кольского залива. Тогда как до норвежских портов от мест, где добываются основные объемы рыбы, рукой подать. Потому большинство рыбаков и  устремляются туда, где ближе, где разгрузка занимает минимум времени и при этом не донимают многочасовыми проверками ни таможенники, ни пограничники, ни ветеринары. В результате многие практически умиравшие норвежские деревушки на побережье Баренцева моря "поднялись" на переработке нашей рыбы.

Вполне возможно, что вслед за ними второе рождение обретут и прибрежные поселки Кольского полуострова. Портопункты Лиинахамари и Териберка, население которых страдает от безработицы, находятся довольно близко от основных мест "рыбалки". К тому же там есть удобные глубоководные бухты. Все это натолкнуло мурманских промысловиков на мысль открыть там таможенные пункты пропуска, которые могут обслуживаться вахтовым методом. В эти портопункты, как говорят моряки, "на коротком плече" могли бы доставлять свой груз и прибрежники, и суда, ведущие промысел за пределами исключительной российской экономической зоны.

Правда, у проекта есть ряд существенных недостатков. И все же многие судовладельцы готовы рискнуть. Доставлять улов сначала в Мурманск, а потом уже оттуда отправлять рыбу на экспорт - все это потребует немалых дополнительных затрат. Чем ближе к морю будут таможенные пункты пропуска, тем выгоднее будет промысловикам. И тем, в конечном итоге, ниже будет цена на их продукцию.

Комментарии

Валерий Тихончук, первый заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера:

- Удобное расположение портопунктов Териберка и Лиинахамари несомненный "плюс". Однако там практически не осталось действующих предприятий рыбопереработки. Вывозить же оттуда сырье накладно, да и рискованно - груз нежный, а дороги из портопунктов зимой часто перекрывают из-за снежных заносов. Необходимо по другому подойти к решению проблемы и, в первую очередь, развивать береговую инфраструктуру в районах Лиинахамари и Териберки, а также в других, сегодня пустующих, прибрежных поселках.

Альберт Дужак, первый заместитель начальника Мурманской таможни:

- Рыбу в числе прочих импортных товаров в любом случае придется доставлять только в порт Мурманск. Таково требование федерального законодательства. Вопросы установления пунктов пропуска - а это целый комплекс, где работают также  представители пограничного и ветеринарного контроля, и таможня открывать не уполномочена.
Инициаторами создания подобных пунктов выступать должны представители местных органов власти. В данном случае правительство Мурманской области должно обратиться в правительство федеральное. Знаю по опыту, что решение подобного вопроса - дело не одного дня. Но продвигать такую инициативу региональным властям можно и нужно, и чем раньше, тем лучше.

Ресурсы Мурманская область Северо-Запад