Москва и Подмосковье наконец-то объединились, чтобы совместными усилиями "разрулить" массу проблем, сложившихся вокруг дорог столичного региона. Помогут им в этом федеральные власти.
Недавно программа развития Московского транспортного узла стоимостью в 4,9 триллиона рублей получила одобрение на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности движения. Это первый опыт такого масштабного планирования. В ближайшее время документ доработают, и он вступит в действие. Где развернется первое строительство в Подмосковье? В каких районах лягут новые трассы? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил Александр Митусов, первый заместитель министра транспорта Московской области.
Российская газета: Александр Александрович, плотность дорог в Московской области почти в 4 раза ниже, чем во многих странах, равных с ней по размеру территорий...
Александр Митусов: ...При этом количество машин на наших трассах ничуть не меньше. Например, на тысячу жителей приходится 300 автомобилей. Вполне европейский уровень! По дорогам Подмосковья каждый день проезжает около 1,5 миллиона машин. Причем 80 тысяч из них, как правило, большегрузы из ближнего и дальнего зарубежья. По прогнозу, к 2015 году их может оказаться до 350 тысяч в сутки. В полтора раза больше появится и личных автомобилей, количество которых вырастет примерно до 8 миллионов. При таких темпах через два-три года дороги могут вообще встать. Чтобы этого не произошло, и была разработана совместная программа развития Московского транспортного узла, основная цель которой - развитие сети автомобильных дорог.
РГ: И какого результата ожидаете?
Митусов: Планируется построить и реконструировать 2953 километра трасс. Из них 1544 километра - федеральных и 1409 километров - региональных.
Одним из самых главных объектов программы, конечно, является ЦКАД.
РГ: Ранее сообщалось, что проектирование магистрали завершится в будущем году. Сейчас, насколько я знаю, обещают на год позже. Денег нет, что ли?
Митусов: Нет, с деньгами все в порядке. Правительство РФ обещает выделить 65 процентов из необходимых 520 миллиардов рублей. Деньги поступят из Инвестфонда. 10 процентов вложит сама область и еще 25 процентов - бизнес. Завершить стройку ЦКАД планируется в 2015 году.
РГ: А когда начнется строительство другой платной скоростной автодороги - Москва - Санкт-Петербург?
Митусов: Дорожники войдут в землю в начале 2009 года на участке 15-58-й километр, а завершат до 2012 года. Сроки второго этапа строительства - от 58-го километра до Петербурга - пока не установлены. Вообще к федеральным объектам, включенным в программу, относится и реконструкция существующих радиальных автомагистралей протяженностью 462 километра. Всего предусмотрено 100 объектов федерального значения. В том числе строительство транспортных развязок, пешеходных переходов, путепроводов...
РГ: Кстати, о путепроводах. Росавтодор и область давно обещали построить 28 путепроводов к 2015 году. И где они?
Митусов: В Климовске путепровод уже действует. Начали строить и в Подольске. Завершена разработка инженерного проекта по путепроводу у платформы Хлебниково и в завершающей стадии находится проект у платформы Новодачная Дмитровского направления. Ведется проектирование еще пяти путепроводов в местах пересечения железных дорог с федеральными трассами.
РГ: Сейчас из одного города в другой порой не добраться без выезда на МКАД. И дальше так будет продолжаться?
Митусов: Нет. Чтобы избежать накладок, планируется строительство автомобильных дорог по хордовым направлениям: Пушкино-Ивантеевка-Фрязино-Щелково-Лосино-Петровский (трасса М-7 "Волга"), затем Подольск-Домодедово - обход города Раменское (автомобильная дорога Р-105) и Лыткарино-Томилино-Красково - Железнодорожный. Они будут построены практически параллельно МКАД и ЦКАД и соединят города, расположенные на расстоянии 10-15 километров от столицы. С МКАД их соединят радиальными магистралями. Не исключено, что на их базе появится еще одна кольцевая магистраль. Появятся и новые дороги, которые идут в обход крупных населенных пунктов. Например, таких как обход поселка Тарасовский на Ярославке и поселка Октябрьский на автомагистрали М-5 "Урал".
РГ: Самые большие пробки возникают на федеральных автомагистралях до Московского малого кольца. Программа избавит от них?
Митусов: Да. Запланировано расширение Ярославского, Дмитровского, Щелковского шоссе, автомагистрали М-7 "Волга", М-5 "Урал". Должны появиться новые выходы из Москвы: на Лихачевское шоссе от Бусиновской развязки на МКАД и дублер М-5 "Урал", обеспечивающий выезд с МКАД в обход города Люберцы.
РГ: Ну а вопрос - кто будет все-таки делать "скандальный" головной участок Ленинградки - решился?
Митусов: Московская область всегда была заинтересована, чтобы его реконструкция завершилась как можно быстрее. Напомню, сейчас этот участок - до поворота на Шереметьево-1 - находится в собственности города Москвы. Еще в начале 2006 года Минтранс России и правительство Московской области предложили передать объект из собственности Москвы в федеральную собственность, чтобы провести реконструкцию за счет федерального бюджета. Власти столицы это поддержали. Однако начатый в 2007 году процесс передачи фактически остановлен из-за ряда процедурных вопросов. Но если мы не решим проблему, движение на головном участке автомагистрали и МКАД будет парализовано.
РГ: Москва намерена частично разгрузить центр города с помощью перехватывающих парковок. Появятся ли они и в Подмосковье?
Митусов: Программа предусматривает, что в ближайшее время их начнут обустраивать в Лобне, Трехгорке, Внуково, Томилино, Купавне, Балашихе и еще 16 других городах региона. Но такие парковки - лишь часть решения проблемы. Надо возвращать общественный транспорт в города, а также использовать активнее железнодорожный в этой роли.
РГ: Без строительства новых путей не обойтись...
Митусов: Они появятся на Ярославском, Казанском, Октябрьском и Горьковском направлениях. Сейчас прокладывают третий путь на участке Москва-Кусково. После его ввода откроется скоростное движение поездов на участке Москва-Железнодорожная. Планируется, что скоростные электрички уже в этом году станут добегать до Пушкино. А к 2010 году - до Железнодорожного и Королева. Планируется построить линию скоростного трамвая от метро "Красногвардейская" до аэропорта Домодедово и на участке Бутово-Щербинка-Домодедово. В перспективе линии мини-метро и скоростного трамвая появятся и на других направлениях. Пассажиров, улетающих из Шереметьево, будут доставлять экспрессами не только по Савеловскому, но и по Октябрьскому направлению. Сейчас формируется программа развития Московского транспортного узла, которая войдет в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". В ней предусматривается развитие всех видов транспорта.