Сначала были чеченцы, затем грузины, после - независимые журналисты. И вот теперь Россия ополчилась на новую социальную группу, которая, по ее мнению, угрожает будущему страны. Эти мятежники носят серьги в губах, дурацкие стрижки и перебарщивают с тенями для век. Это варвары в котелках, кожаных куртках и разорванных колготках. Да, эмо пришли и в Россию, но местное руководство совершенно не жаждет их видеть.
В июне Госдума провела слушания, на которых обсуждалась "Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания детей" - законы, предназначенные для борьбы с "опасными тенденциями среди подростков". Социальные консерваторы по критериям, понятным им одним, объединили эмо со скинхедами и призвали жестко регулировать работу веб-сайтов для эмо, а также запретить в школах и правительственных учреждениях одеваться по моде эмо и готов.
"Цель этого закона - чтобы к 2020 году в Москве был кто-то, кто сможет войти в ее правительство, - объяснил Александр Гришунин, советник Евгения Юрьева, продвигающего законопроект. Вроде бы, он не шутил. - Это первый шаг к общественному обсуждению".
Юрьев и его сторонники надеются, что закон будет принят до конца года.
Эмо-музыка впервые появилась в середине 1980-х годов в Вашингтоне и представляла собой "эмоциональное" направление хардкор-панка. Жанр пережил возрождение в конце 1990-х и в 2000-х - в это время он перенял некоторые элементы глэма и готической культуры, а также подвергся мощному влиянию поп-музыки. В 2003 году в московских магазинах появились записи групп вроде My Chemical Romance и Dashboard Confessional, и совсем скоро подростки, украшенные темной помадой и вооруженные сумками через плечо, начали с печальным видом слоняться по Всероссийскому выставочному центру и Пушкинской площади.
Новый закон описывает эмо как подростков в возрасте 12-16 лет, которые носят черное и розовое, надевают усыпанные гвоздями пояса, красят ногти, вставляют сережки в уши и брови, носят "закрывающие пол-лица" черные волосы с неровными краями. "Негативная идеология" культуры эмо поощряет развитие депрессий, отчужденность от общества и даже самоубийства, утверждается в законопроекте, особенно беззащитны в этом смысле маленькие девочки.
"Конечно, есть подростки-эмо, которые просто слушают свою музыку. Но наши действия направлены не против них, а против тех, кто наносит себе вред, совершает самоубийства и призывает к таким действиям", - объяснил газете The Moscow Times соавтор проекта Игорь Понкин. И хотя нам не до конца понятно, как Понкин собирается наказывать людей, совершивших самоубийство, настроен он явно решительно.
Сами эмо утверждают, что нет ничего преступного в том, чтобы ходить с печальным видом и странно одеваться. "Выражать свои психологические эмоции закон не запрещает", - подчеркивает Дмитрий Гилевич из российской эмо-группы MAIO.
В Великобритании ранее эмо выходили на улицы в знак протеста против того, как их изображают в СМИ: в частности, бульварные газеты пишут, будто эмо-музыка заставляет вполне жизнерадостных подростков совершать самоубийства. В России ставки еще выше - в ходе акций протеста в минувшие выходные тинейджеры выступали против депутатов, которые приравнивают любителей их моды и субкультуры к преступникам и нацистам.
Десятки одетых в черное меломанов устроили демонстрацию в сибирском Красноярске, правительство которого спешит с принятием закона против эмо. "Как можно запретить людям самовыражаться, одеваться так, как им нравится, вести образ жизни, который никому не вредит?" - задается вопросом один из участников акции в эфире РЕН-ТВ. Его товарищи держали плакаты: "Убей в себе государство" и "Тоталитарное государство поощряет слабоумие" - кстати, отличные названия для эмо-песен.
Но в то время как мы выражаем надежду, что российские музыкальные маньяки сплотятся вокруг преследуемых эмо (их положение до боли напоминает о том, как в прошлом необоснованным нападкам с оттенком гомофобии подвергались фанаты диско, хиппи и ранние рокеры), многие меломаны продолжают обвинять жанр в том, что он превратился в способ зарабатывания денег. "Раньше он был честным и настоящим, - сетует русский музыкант Сергей Вел. - Но все это угасло, и он слился с мейнстримом".