Обещанный московскими властями грандиозный капитальный ремонт жилых домов начинает набирать обороты. И чем большее количество москвичей он затрагивает, тем больше возникает вопросов. В этом убедились журналисты "РГ" во время разговора на "Деловом завтраке" с Артуром Кескиновым - руководителем департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы.
Цыплят по осени считают
Российская газета: Артур Львович! Напомните, пожалуйста, сколько город планирует за год капитально отремонтировать домов.
Артур Кескинов: Более 1700. Всего городскую программу капитального ремонта жилищного фонда, рассчитанного до 2014 года, включено 13 тысяч домов, построенных до 1991 года. В нее не вошли лишь пятиэтажки и дома с деревянными перекрытиями, судьба которых решается по другим программам. Никто в России не может сравниться с Москвой по масштабам этого ремонта.
РГ: Начали работы, наверное, с центра столицы?
Кескинов: Нет. Программа составлена равномерно. В каждом округе ремонтируется примерно по 170 домов. А в центре и Зеленограде поменьше, так как там и жилищный фонд поменьше.
РГ: Читатели спрашивают: почему некоторые дома, включенные в проект адресного перечня капремонта, который осенью был представлен на заседании правительства Москвы и опубликован в "РГ", при утверждении списка потом исчезли?
Кескинов: Префектуры, видимо, представили сначала плохо отработанные адреса, которые впоследствии пришлось корректировать. Объемные показатели не изменились: я заявляю об этом со всей ответственностью.
РГ: Официально ремонт объявлен с начала текущего года. Семь месяцев позади. И сколько за это время предъявлено госкомиссии готовых под ключ домов?
Кескинов: Более 80.
РГ: Немного. В Челябинске, например, сдали 60 домов. Но ведь там проживает миллион жителей, а в Москве - 10 миллионов...
Кескинов: Давайте подождем с подсчетами хотя бы до октября. К этому времени, я думаю, будет сдано не менее 1000 домов. Работа на большинстве объектов находится в самом разгаре. Если быть точными, то строители на площадку вышли не с 1 января, а только в марте- апреле. До этого, начиная примерно с прошлого сентября, шел подготовительный этап. Сократить его помогло то, что начиная с 90-х годов в столице велся мониторинг за состоянием жилья, в ходе которого каждый дом обследовался каждые пять лет. Вот на его основе и составили программу на год, в которую попало примерно 70 процентов домов типовых серий. Для того чтобы ремонтники не ломали голову, что делать с каждым отдельно взятым домом, разработали 60 проектов ремонта, предназначенных для каждой серии. Параллельно с этим оценили состояние инженерных сетей в каждом районе, чтобы потом не ковыряться в земле, когда дом будет отремонтирован. Если рядом стоит садик, школа или больница с неопрятным фасадом, его тоже отремонтируют. Когда все работы будут выполнены, сразу будет видно: в этом районе капремонт уже позади.
Поберегите
ваши денежки
РГ: Как известно, Москва отказалась от 8 миллиардов рублей, которые могла получить на проведение капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Так богата, что и деньги не нужны?
Кескинов: Дело не в этом. Главное условие получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ - переход на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ. В Москве же, как известно, это бремя помогает своим жителям нести городской бюджет, оплачивая 45 процентов себестоимости содержания жилья. Это происходит потому, что правительство Москвы считает, что доходы москвичей еще не достигли уровня, при котором они готовы сами оплачивать свое жилье. Второе условие фонда - обязать владельцев квартир профинансировать 5-процентную стоимость капремонта. В подавляющем количестве случаев москвичам это не по карману. Поэтому и было принято решение отказаться от этих миллиардов. Если деньги даются на ремонт, за его проведение и спрашивайте. Никаких других условий быть не должно.
РГ: А москвичам не придется раскошеливаться за этот отказ? Тем же челябинцам, например, уже пришли дополнительные счета. Отремонтировали, скажем, в доме лифт - плати 2, 5 тысячи рублей с семьи...
Кескинов: То есть те самые 5 процентов от стоимости капремонта... Поскольку Москва отказалась от денег фонда, то и платить горожанам ни за что не придется. Это прин ципиальная позиция правительства Москвы, которое считает, что нынешний капремонт - это просто возвращение людям долгов, накопившихся со времен советской власти. Ведь они в течение многих десятилетий платили по 2 процента от стоимости квартплаты специально на капитальный ремонт своего дома. И в том, что он не был сделан, вина не их, а государства.
РГ: И сколько же город планирует в этом году потратить на восстановление жилья?
Кескинов: 40 миллиардов рублей, как и записано в законе о бюджете на 2008 год. Всего же до 2014 года - 490 миллиардов рублей. Деньги приличные. И каких только слухов вокруг них сейчас не услышишь! Некоторые СМИ прямо заявляют: воруют! А в доказательство, например, приводят случаи халтуры, которую "гонят" ремонт ники. Начинаем разбираться с изложенными в публикациях фактами. И что обнаруживается? Оказывается, речь идет о доме, в котором в 2006 году отремонтировали кровлю, в 2007-м - фасад...К программе капремонта даже по времени эти работы никакого отношения не имеют. Были допущены недостатки при их проведении? Так давайте с ними и разбираться, наказывать виновных. Зачем все в кучу-то мешать?
Сегодня "Лютик", завтра "Ландыш"...
РГ: Но жалоб и на капремонт идет немало! Вы сами на недавней пресс-конференции приводили цифру: поступило более 500 обращений москвичей...
Кескинов: Давайте посмотрим, так ли это много? В 1700 домах проживают примерно 900 тысяч человек. Следовательно, на долю тех, кто жалуется, приходится менее 0,1 процента...Проблемы действительно есть. И самая главная из них состоит в том, что к ремонту оказались причастны откровенные халтурщики, мошенники... Спросите, почему допустили? Они выиграли госзаказ на аукционе, при проведении которого по 94-му Федеральному закону существует два главных критерия: цена и сроки. Есть фирмы-однодневки, которые заведомо занижают расценки и выигрывают. В результате одна фирма, например, получила горзаказ на 240 миллионов рублей и теперь бегает по городу, пытаясь его перепродать.
РГ: И много таких рвется в наши дома?
Кескинов: Вроде и не так много - процентов 5-7. Но последствия их работы таковы, что врагу не пожелаешь. Вот реальный случай. Пришли так называемые ремонтники в дом. Срезали сантехнику, трубы и ушли. На три недели. А люди остались без воды и коммуникаций. Эта организация выиграла у нас подряд на 32 дома. И на 17 у них идут скандалы. Можно это терпеть и дальше? Нет. Надо расторгать договор, а они говорят: не уйдем! Деньги-то придется отдавать, а им не хочется. Пришлось обратиться за помощью к милиции. Выставили у дома наряд. Теперь там работают другие строители.
Каждый такой факт я расцениваю как рейдерство и мошенничество, и по каждому случаю правительство Москвы будет немедленно обращаться в правоохранительные органы. Причем будем сообщать не просто о фирмах, которые сегодня называются "Лютик", а зав тра "Ландыш". Я буду сообщать имена их владельцев и руководителей - пусть отвечают по закону за свои деяния. Дело в том, что если адекватно не отреагировать на нынешнюю, подчеркиваю, чрезвычайно опасную ситуацию, то запах больших денег, выделенных Москвой на капремонт, будет каждый день привлекать все больше и больше желающих отпилить от них кусочек. Но если в один день такими работниками заинтересуется УБЭП, а в другой - прокуратура, то они быстро поймут, что угроза уголовного наказания в данном случае - не пустой звук. Я убедился в этом не раз в самых острых конфликтных ситуациях.
РГ: Но, может быть, проще обезопаситься привлечением в сферу капремонта крупных строительных компаний? Тем более что для новостроек земли в Москве остается все меньше, и им не мешало бы начать осваивать новый рынок...
Кескинов: Этот процесс уже начался. Во время последнего аукциона, когда мы выставили работы по утеплению фасадов на 1,5 миллиарда рублей, 40 процентов участников были именно из числа известных фирм стройкомплекса.
Глухие телефоны
РГ: Что жителям-то делать без отсоединенного от канализации унитаза, пока вы разбираетесь, кто там прав, а кто виноват? Кому они могут пожаловаться?
Кескинов: В жилинспекции города работают четыре телефона "Горячей линии", два из них круглосуточно. Можно сообщить о возникших проблемах в районную управу или префектуру. Но я отлично понимаю, что этого мало, и считаю сложившуюся систему обратной связи с жителями недостаточно эффективной. Cужу об этом хотя бы потому, что 65 процентов обращений москвичей вызвано просто недостатком информации. Люди не знают, включен ли их дом в план капремонта, когда он начнется и так далее. Чтобы исправить эту ситуацию, до середины августа планируем открыть свою круглосуточно действующую "горячую линию". Не сделано это было до сих пор по причине того, что департамент создан недавно, осваиваемся в новом здании. Разместимся - откроем не только "горячую линию", но еще и информационный портал. Таким образом, попытаемся на уровне департамента создать единую электронную базу жалоб, чтобы ни один сигнал, куда бы он ни поступил, не затерялся в чиновничьем равнодушии.
РГ: Расскажите, пожалуйста, как в идеале должно быть поставлено информирование жителей?
Кескинов: За две недели до начала ремонта фирма-заказчик обязана ознакомить жильцов с техническим заключением о состоянии дома, который она получила вместе с горзаказом на ремонт. В нем указан перечень предстоящих работ. Познакомившись с ним, правление ЖСК или инициативная группа жителей домов должны подписать регламент открытия объекта. Лишь после этого начнется финансирование капремонта.
РГ: Почему же возникают "белые пятна" и люди не знают, что ждет их, к чему надо быть готовыми?
Кескинов: Да потому, что часто не делается элементарного. Например, у каждого подъезда на информационном стенде должен быть вывешен график предстоящих работ с указанием сроков, согласованных с хозяевами, когда рабочие войдут в каждую квартиру. Это, к сожалению, тоже не соблюдается, в чем убедилась жилинспекция, недавно проверившая Северный административный округ. Будем добиваться неотложного выполнения этого правила. Но нам нужна помощь самих москвичей. Если в каждом доме будет создана инициативная группа, если собственники займут активную позицию и возьмут проведение капитального ремонта под свой контроль, халтурщики вынуждены будут либо начать нормально работать, либо покинуть этот рынок.
РГ: Сколько времени по регламенту должен длиться ремонт?
Кескинов: В доме - от 3 до 7 месяцев, в квартире - в общей сложности не более 3-5 дней.
РГ: Москвичи, наверное, с большим энтузиазмом относились бы к этому делу, если бы знали, что от них что-то зависит. Вот, например, приемка работ. Жильцы должны подписывать этот акт?
Кескинов: Обязательно! А префект Центрального округа Сергей Байдаков ввел еще и правило, по которому жители каждого дома пишут отзыв о проделанной работе.
РГ: Могут ли жильцы сами выбрать, в какой цвет покрасить их подъезд?
Кескинов: Почему бы и нет? Какая строителям разница - голубой подъезд будет или розовый? Лишь бы людям нравилось. Но для этого опять же нужно договариваться с жильцами, что называется, на берегу. У нас же менталитет такой, что коммунальщики чаще всего стараются всячески избежать общения с ними. Вот и получается: сначала сделают, а люди потом начинают бегать: что это вы нам накрасили?
Застекленные балконы,
утепленные фасады
РГ: Ну и самое главное. Что входит в понятие капремонта? Какие именно виды работ должны сделать в ходе его?
Кескинов: Как я уже говорил, по каждому дому имеется заключение, сделанное институтами на основании мониторинга его технического состояния. От этого зависит перечень работ, которые войдут в план капремонта. Как правило, ремонтируется кровля, меняются стояки холодного и горячего водоснабжения, электропроводка до квартиры, приводятся в порядок подъезд и подвал. Кроме того, мэр поставил перед нами цель: с помощью капитального ремонта на 30-40 процентов снизить теплопотери жилищного фонда Москвы. Поэтому во всех домах, в которых показатель теплозащиты не соответствует нормативным, предусматриваются работы по утеплению наружных стен. Также во всех домах, поставленных на капремонт, будут застеклены балконы и лоджии.
А еще в каждый дом поставим узел управления, который автоматически будет регулировать подачу тепла и давления в водопроводных трубах. Лужков настроен решительно. На последнем заседании правительства он еще раз сказал: хватит отапливать улицу!
РГ: А какой, по вашему мнению, самый холодный дом в Москве?
Кескинов: Все панельки нуждаются в утеплении. Но самая холодная, по оценке экспертов, серия домов 2-18 МЮ - 12-14- этажные дома с тонкими, как картон, стенами, построенные в семидесятые годы.
РГ: Не получится, что сначала ремонтники придут делать внутренние работы, а потом еще раз - чтобы заняться балконами и фасадами?
Кескинов: В этом году, увы, так и получилось. Но за 2009 год эта организационная накладка будет устранена, и с этого времени ремонт будет проводиться только комплексно.
РГ: "Можно ли не допустить капитальный ремонт в отдельно взятую приватизированную квартиру", - интересуется житель центра Москвы Анатолий Фокин.
Кескинов: Можно. Только если трубы потом лопнут и владелец зальет соседей, то выплачивать за нанесенный ущерб придется ему, так как страховая компания поинтересуется у ДЕЗа, кто виноват в плохом состоянии инженерных коммуникаций.
РГ: Как вы считаете, москвичам, чьи дома попали в программу капремонта, со всеми сегодняшними нерешенными проблемами и сложностями, можно посочувствовать или все-таки позавидовать?
Кескинов: Конечно же, завидовать. Они вытянули счастливый билет. Давайте посчитаем. На ремонт одноподъездной панельной двенадцатиэтажки город в среднем тратит около 29 млн рублей. Если поделить на количество квартир, то получается, что на квартиру приходится в среднем около полумиллиона рублей, то есть цена средней иномарки. Эти деньги будут потрачены на то, чтобы последующие лет 15-20 москвичи могли жить без забот о том, что будет с их домом в будущем. Учитывая же, что в попавших под капремонт домах живут в основном люди небогатые или среднего достатка, данная программа имеет просто колоссальное социальное значение.
РГ: Вы верите в то, что она будет реализована?
Кескинов: Я для того и взят на работу, чтобы выполнить ее.
У вас проблемы с капремонтом? Позвоните по "горячей линии" Мосжилинспекции:
(495) 681-77-80, 681-21-45, 681-20-54.