28.07.2008 03:00
Культура

Последний фильм Хита Леджера "Темный рыцарь" стал лидером мирового проката

Последняя роль Хита Леджера: Джокер начинает и выигрывает
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4715)
Читать на сайте RG.RU

"Темный рыцарь" идет по мировым экранам, ошеломляя цифрами кассовых сборов: 158,4 миллиона долларов в первые же три дня демонстрации. Это новый рекорд: очередная реинкарнация Бэтмена обскакала предыдущего рекордсмена - "Человека-паука-3" с его всего лишь 151,1 миллиона. Не кино - ипподром: делайте ваши ставки, господа!

Почти истерический интерес к боевому комиксу Кристофера Нолана понятен: роль Джокера стала последней в жизни молодого кумира зрителей Хита Леджера. Более того, после его таинственной гибели в печати мелькали слухи насчет прямой связи между злодейской сущностью персонажа и нервным напряжением, в котором пребывал актер в последние месяцы жизни. Мистикой повеяло и от многозначительного совпадения названий: большая карьера Леджера началась солнечной комедией "История рыцаря" и закончилась сумрачным "Темным рыцарем". В схватке света и мглы в жизни знаменитости таким образом победил Джокер. Еще немного, и картина обретет репутацию "заколдованной" подобно опере "Макбет" или роману "Мастер и Маргарита", по легенде приносящим актерам неисчислимые беды.

Но отвлечемся от мистики. Картину показали московской прессе, ничего ужасного пока не случилось. Она сделана, как и ожидалось, крепко и лихо, правда, от первых киновоплощений "Бэтмена" отличается отсутствием необходимой дозы юмора. Да и не до юмора, если вдуматься: фильм отразил сокрушительное падение оптимизма в атмосфере американского кино и, по-видимому, в американской жизни. Что к этому шло, было заметно по немудреным киносказкам типа "Плохой Санта" и недавнего "Хэнкока": даже доброе стало злым, свет окончательно заволокли темные пятна. И вот Бэтмен уступил место на авансцене Джокеру: теперь главный герой комикса - злодей.

Роль Джокера Хит Леджер принял по эстафете от Джека Николсона. Такая роль хорошо оттеняет масштаб исполнителя: для Николсона это была шутка гения, для Леджера - лучшая роль его кинокарьеры. Впрочем, он ведь только начинал, и ясно видно, что со временем из него мог бы выработаться актер крупный. Грим - тот же: грубо размалеванное мелом лицо, кровавые губы "человека, который смеется". Замечательно гнусавый голос. Манера закатывать шустрящие глазки и мелко, по-кошачьи облизываться. Повадки вдохновенного пакостника. На рисунок роли явно повлиял Воробей из "Пиратов Карибского моря" - все, придуманное Джонни Деппом, здесь словно перекосилось, стало корявым, и обаяние, повинуясь той же смене векторов, из "положительного" преобразовалось в "отрицательное". Понятно, я ссылаюсь на Воробья из оригинальной версии "Пиратов..." - в русском дубляже все лучшее из виртуозно сыгранной роли испарилось.

Джокер в "Темном рыцаре" властвует безраздельно. Остальные, включая Бэтмена (все тот же Кристиан Бейл из "Бэтмен: начало"), бессильно мельтешат в сюжете, не в состоянии составить ему конкуренцию. Сюжет перегружен деталями, о которых забывают сами авторы, и потому целые линии не находят продолжения, висят обрывки каких-то обрезанных фабульных нитей.

Самой драматически напряженной точкой картины должен стать эпизод с проведенным Джокером "социальным экспериментом": две набитые людьми баржи должны взорвать друг друга, и кто первый нажмет кнопку, тот якобы уцелеет. Проходит тур мучительного голосования, желание выжить борется с остатками человечности. Что победит - не скажу, потому что нельзя отнимать у будущих зрителей ресурсы саспенса, для 2,5-часового фильма и без того небогатые. Но все эти "американские горки", раскачивающие нас от адреналиновых фейерверков до намеченных "глобальных проблем" и всерьез наморщенных лбов, говорят об одном: Голливуд хочет взять реванш за тот запрет на массовое киноустрашение, который был принят в США после событий 11 сентября. Хочет нагнать упущенное.

Ажиотаж вокруг премьеры будет изрядный и у нас. Думаю, перекроются рекорды последнего лидера "Хэнкока". Побеждает сильнейший, и картину в профессиональном отношении надо признать более чем удачной. В ней есть хорошая работа компьютерных программ и одна хорошо, хотя и не очень оригинально, сыгранная роль. Ее будут смотреть, похрустывая попкорном, который надо съесть до появления на экране Двуликого. Можно ли считать это очередным "прорывом", как пишут на рекламных плакатах фильма "Особо опасен"? Безусловно, да, если все определяет бокс-офис. И, отнюдь, нет, если мы еще интересуемся искусством.

Перед нами - комикс, национальный американский жанр. Америка молода, в ней не было времени развиться Шекспирам и Чеховым. Поэтому американская элита приникает к традициям европейской, в том числе русской культуры, как к источнику. Не грех и нам отпивать время от времени из источников культуры американской, пусть даже таких синтетических. Но это не искусство, а то, что в Америке зовут entertainment - "развлекуха", подобие игрового автомата. Если вы хоть однажды с интересом прочитали Чехова, на "Темном рыцаре" вам будет скучно.

Доставит ли фильм удовольствие? Да, если любите дергать ручки игровых автоматов. Ответственно ли такое кино за распространение вкуса к терроризму, который на порядок эффектнее гуманистов-гуманоидов? Несомненно. Все сами увидите после 14 августа.

Мировое кино