29.07.2008 04:00
Экономика

Российский бизнес пробует по-новому планировать офисное пространство

Российский бизнес пробует западную модель конторского менеджмента
Текст:  Светлана Топал
Российская Бизнес-газета - : №0 (664)
Читать на сайте RG.RU

Планирование офисного пространства - как игра в кубики, каждый из которых соответствует отдельному помещению. При этом важно выбирать различные элементы из трех "наборов": общение с клиентами, рабочая обстановка, удобство и комфорт сотрудников.

Клиент - ключевая фигура бизнеса, и эта аксиома верна для любого направления. Однако работа компаний строится по-разному. Многие находят для себя варианты организации, благодаря которым клиенты могут вообще не посещать офис. Представители небольших организаций часто сами выезжают на встречи к заказчику. Среди тех, кто редко встречается с клиентами, и фирмы, занимающиеся интернет-продажами. "На сегодня развитие системы электронной коммерции является для многих фирм приоритетным, - поясняет Константин Хохлов, директор по продажам и маркетингу. - Клиент может самостоятельно рассчитать заказ, разместить его, сформировать счет и контролировать отгрузку и т.д.".

Но при построении партнерских отношений большинство предпочитает основываться на прямом общении. Поэтому при проектировании офисного помещения обязательно выделяется территория, предназначенная для приема посетителей.

По мнению архитектора Артура Оганяна, все множество решений объединяет общая схема планировки. "Если брать безлико, то фронт-офис начинается с ресепшн, далее размещается зона, в которой клиенты ожидают приема, - поясняет он. - Для проведения встреч, как правило, выделяют отдельную переговорную, она должна находиться в непосредственной близости от рабочего места секретаря, который помогает в организации беседы".

"Если в процессе общения с клиентом требуется демонстрация продукции, то приемная такого офиса трансформируется в шоу-рум, где представлены образцы различных решений, - поясняет Елена Тепина, директор департамента продаж компании по производству офисного оборудования. - Самый яркий пример - розничные продажи: в этом случае торговый зал и становится той самой зоной ресепшен для всех посетителей.

Несмотря на главенствующую в бизнесе роль клиента, все равно двигателем организации остаются ее сотрудники, для которых необходимо обеспечить достойные условия труда. Существуют фирмы, которые довольствуются малым, то есть вообще не разделяют рабочую зону: в одном помещении трудятся все сотрудники офиса - так называемая открытая планировка. Однако на практике этот способ применим только для компаний с небольшим количеством специалистов. "Общая рабочая зона, как правило, не превышает 30 - 40 кв. м, - поясняет Елена Тепина. - Большинство компаний идут по стандартному пути, разбивая пространство в соответствии с тем числом функциональных подразделений, которые существуют в организации: бухгалтерия, технический отдел, отдел продаж и т.д.".

Надо заметить, что порой возникает необходимость совместить эти два подхода. Если число сотрудников в отдельном подразделении велико, например, большой штат менеджеров по продажам или операционистов, то, объединяя их в одном помещении, работодатель рискует снизить эффективность работы подчиненных. "К сожалению, часто можно встретить офис, где в огромном помещении на американский манер размещены рабочие места более 20 - 30 сотрудников, - замечает Артур Оганян. - Но, несмотря на то, что индивидуальную зону, как правило, отделяют с помощью невысоких офисных перегородок, такие пространства, как выясняется, русскому человеку тяжелы". По мнению архитектора, необходимо дополнительно разделять большие группы персонала, формируя обособленные кабинеты на 5-7 человек. Дополнительно во многих офисах оборудуют зону обсуждения.

Кабинеты, согласно стереотипу, сложившемуся в последнее время, - прерогатива руководства компании. Однако в некоторых случаях выделение каждому сотруднику отдельного помещения оправданно. В качестве примера можно привести фирмы, предоставляющие консалтинговые услуги.

Вопрос о том, надо ли экономить на комфорте сотрудников, руководство каждой компании решает для себя отдельно. Однако сами сотрудники, как правило, обращают внимание на недостаток комфорта в офисе, поскольку многие вынуждены проводить в нем большую часть дня. Мария Лукьяненко, менеджер страховой компании, поясняет: "У нас очень продуманная рабочая обстановка. Однако добавить комнату отдыха все же хотелось бы". "Сегодня во многих компаниях - сумасшедший ритм работы, поэтому возможность на некоторое время отключиться необходима", - считает Елена Тепина.

Бизнес