Похоже, многострадальный закон о торговле, который должен помочь навести порядок с постоянной перепиской ценников на продукты, в этом году так принят и не будет. Как заявил замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев, принятие закона в очередной раз откладывается. По словам Дементьева, закон писался и обсуждался так долго, что часть его положений утратило свою актуальность. Поэтому минпромторг обратился в правительство с просьбой дать ведомству как минимум три месяца на написание новой версии закона о торговле.
Правительство уже поддержало инициативу. Первый вице-премьер Игорь Шувалов особое внимание обратил на выработку простых недискриминационных правил, чтобы каждое из звеньев в цепи производитель - переработчик - торговая сеть было инвестиционно привлекательным и конкурентным.
Напомним, что на сегодняшний момент единого документа прямого действия, который бы регулировал торговлю, нет. Помимо Закона "О защите прав потребителей" и указа президента о свободной торговле, подписанного аж в 1992 году, эту сферу регулируют еще порядка 600 подзаконных актов.
Оборот потребительского рынка России составляет около 220 миллиардов долларов. Более того, отмечают эксперты, с каждым годом товарооборот растет в среднем на 12 процентов, а в некоторых регионах его рост составляет более 20 процентов.
Растут обороты, а вместе с ними растут и проблемы. Малый бизнес беспокоит вытеснение его с рынка крупными торговыми сетями. В свою очередь ритейлеров волнует, что их не пускают в регионы. А местные производители не знают, как наладить взаимодействие с торговыми сетями. И у каждого своя правда и свои аргументы. Но в конечном счете от их проблем страдает потребитель, который уже устал приходить в магазин и видеть постоянно растущие цены.
Вопрос об участии государства в разрешении конфликтов, возникающих на рынке, стоит давно. Многие эксперты считают, что отсутствие четко выраженной и закрепленной в законодательном акте позиции государства, определяющей пределы своего вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, порождает многочисленные проблемы. Попытки решить все это с помощью единого федерального закона уже были.
Еще в 2005 году департамент потребительского рынка и услуг города Москвы при поддержке Торгово-промышленной палаты (ТПП) подготовили законопроект о регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в РФ, в котором предлагалось четко разграничить полномочия органов власти федерального, регионального и местного уровня, создать современный механизм торговой политики, сделать равные конкурентные условия и дать государству возможность регулировать цены на социально значимые товары, такие как хлеб, соль, молоко и так далее. Законопроект в регионах обсуждался почти год, но общее решение так принято и не было. Некоторые представители рынка считали, что принимать отдельный закон для решения проблем не стоит, надо вносить поправки в действующие нормативные акты. Другие, наоборот, были уверены, что только единый закон сможет урегулировать все вопросы.
В 2006 году в спор, наконец, вмешалось правительство, которое дало поручение минэкономразвития разработать соответствующий законопроект. С тех пор страсти вокруг закона не утихают. Сначала идея данного законопроекта сводилась к необходимости ввести ограничения для деятельности крупных торговых сетей с тем, чтобы облегчить доступ на прилавки продукции российских сельхозпроизводителей. В результате в законопроекте появилась предельная доля в 35 процентов, которую сможет иметь торговая сеть в городском округе и муниципальном районе. Крупнейшие торговые сети в ответ на это заявили, что законопроект превращается в инструмент борьбы мелкого торгового бизнеса против них в регионах.
Другим новшеством этого документа стало положение о возможности государственного регулирования цен на некоторые продукты первой необходимости, такие как хлеб, молоко, растительное и сливочное масло, мясо, яйца, соль, сахар и так далее. На них предлагалось установить постоянно действующую торговую наценку не выше 10-12 процентов, а первоначальный порог доминирования для торговли этими продуктами - на уровне 5 процентов.
Эти и другие вопросы вызвали ожесточенные споры между несколькими профильными министерствами и ведомствами, с одной стороны, и бизнес-сообществом с другой. Неизвестно, чем бы это закончилось и в каком виде закон был бы в конце концов внесен в Госдуму, не произойди смена правительства, в результате которого произошел раздел полномочий между минэкономразвития и новым ведомством минпромторгом, которому были переданы функции по регулированию внутренней торговли. Теперь шлифовкой закона займется минпромторг. Поддержит ли он торговые сети, пока неясно. Сейчас специалисты минпромторга, по словам Дементьева, анализируют ситуацию в сфере торговли и некоторые вопросы вызывают неоднозначную реакцию. Так, по мнению ведомства, торговых сетей сегодня не много, а мало. Цены же в сетях ниже, чем в целом по стране, а качество продукции и уровень обслуживания выше. Проблема же, считает новый куратор торговли, кроется в том, что в России острый недостаток торговых площадей, а как следствие - недостаток конкуренции.
В общем, у рынка появилась передышка, которая, кстати, может затянуться надолго.