Среди множества рекламных объявлений, настойчиво заманивающих окунуться в "готику и экзотику", корреспондент "РГ" не без труда нашел 2 предложения загородного отдыха под Воронежем. Первое, видимо, для людей, обладающих достатком выше среднего: двухместные номера по 6-17 тысяч рублей в сутки, коттеджи - по 26. Зато на территории заповедника - с рыбалкой, охотой на пернатых и копытных и увеселениями на все вкусы. Второе предложение доступнее: 65 домиков на бывшей заводской турбазе вблизи реки. Двухместный без удобств обойдется в 650 рублей, одному можно расположиться и за 250. Из набора услуг - бар, дискотека, сауна, пляж, лодки, настольный теннис.
Выбираем второй вариант. Час пути на автомобиле - и оказываемся в заповедном лесу. Территория вполне ухоженная. Деревянные домики отличаются друг от друга дизайном и приятно гармонируют с окружающей природой. Отделанная заново столовая, спортивные площадки, детские городки. Свободных мест практически нет, большинство отдыхающих - москвичи. Из разговора с владельцем турбазы, который 4 года назад выкупил ее у завода и преобразовал в привлекательный лагерь семейного отдыха, выяснилось, что предприятие, несмотря на всесезонность, дохода пока не приносит. Убытки предприниматель покрывает за счет других видов деятельности. "Вложения практически такие же, как и в жилищном строительстве, а срок окупаемости - намного длиннее, примерно 7-8 лет", - говорит он. Расчет сделан на то, что у горожан постепенно разовьется вкус к отдыху среди родной природы и они станут платить за него не меньше, чем за туры в Турцию или Египет. А пока приходится держать цены на уровне, не покрывающем текущих затрат.
К чему это приводит, мы увидели на территории соседней турбазы. Ее бывший владелец взялся за реконструкцию, попытался организовать дело, но после двух неудачных сезонов истощил свои ресурсы и затею бросил. Вокруг - разрушающиеся помещения, "уходящая натура" когда-то налаженного быта. На заросшей дикой травой территории нас встретил лишь сторож с собакой.
С трудом верится, что в прежние времена в области действовали около 400 загородных рекреационных заведений, в которых за сезон отдыхали десятки тысяч граждан. Отдых, как правило, был семейным, уровень комфорта и качество питания зависели от наличия у предприятия средств на социальную сферу и щедрости руководства. Большинство турбаз принимали отдыхающих только летом, но были и круглогодичные, по условиям приближенные к санаториям. "Живых" из них к настоящему времени осталось не более полутора десятков: 3-4 - от промышленных предприятий, несколько вузовских, 4-5 выкуплены и содержатся частниками. Остальные заброшены, хотя могут числиться за фирмами или частными лицами.
Почему так мало желающих реанимировать индустрию местного туризма?
- Многие бизнесмены, заполучив "по случаю" бывшую заводскую турбазу, не знают, что с нею делать, - говорит руководитель областной Федерации туризма Николай Корзон. - Поначалу они не представляют, сколько потребуется средств на реконструкцию построек, благоустройство территории и дальнейшее ее содержание. А когда подсчитают - бросают или перепродают. К тому же частники не могут выкупить землю под турбазами. Почти вся она находится в ведении лесного фонда, ее можно лишь арендовать.
Но даже если пойти на необходимые траты, на солидную прибыль рассчитывать не приходится - из-за климатических условий места на летних базах пользуются спросом 2-3 месяца. Затем турбаза превращается для предпринимателя в обузу. А чтобы организовать зимний отдых, с отоплением корпусов и другим сервисом, вложений потребуется на порядок больше.
Большинство выкупленных частниками турбаз после нескольких лет бездействия находятся в столь плачевном состоянии, что нуждаются не в косметическом, а в капитальном ремонте. Потребуются водные скважины, водонапорные башни, трансформаторные подстанции и системы электропитания, водопроводы, котельные, очистные сооружения, не говоря уже о таких "мелочах", как кондиционеры, мебель, оборудование столовой и игровых площадок. По подсчетам специалистов, первоначальные инвестиции в капремонт средней по размеру турбазы и ее подготовку к сезону составят свыше 12 миллионов рублей, текущие расходы - не менее 200 тысяч в месяц. Срок окупаемости такого заведения - 8-9 лет.
Доля туризма в объеме мирового валового продукта составляет 12 процентов, в России - всего 1. В последние годы темпы роста отечественного турбизнеса замедлились, иссякает поток туристов на внутренних маршрутах. Это вызвано высокими ценами, неразвитой инфраструктурой, низким качеством сервиса. Многие иностранцы боятся ехать в Россию, а соотечественники выбирают отдых за рубежом. Чтобы исправить ситуацию, законодатели предлагают следующую схему: государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а после этого приходит инвестор, привлеченный льготами по уплате налогов, и начинает осваивать данную территорию - строить гостинично-развлекательные центры, туристические комплексы, готовить кадры, раскручивать рекламу.
Разумеется, индустрия местного туризма и летнего отдыха не может быть успешной без соответствующих усилий самих территорий. По общему мнению, наиболее перспективной в Центральном Черноземье в этом плане оказалась Липецкая область. Центрами туристско-рекреационных зон станут города Елец и Задонск. Действительно, не каждый регион может похвалиться такими местами, сочетающими богатства старинного зодчества, удивительные по красоте ландшафты, одухотворенные преданиями памятники. Умелое экономическое освоение "природно-исторических ресурсов" этих районов может принести области 60 тысяч дополнительных рабочих мест и прибавку в 2,5 миллиарда рублей валового регионального продукта.
Главный архитектор московского института "Гипрогор" Ольга Воронова, разработчик проектов туристско-рекреационных зон в России, предлагает Липецкой области добиваться предоставления Ельцу и Задонску статуса историко-культурных музеев-заповедников, создать на севере региона национальный парк (для познавательных экскурсий), туристско-рекреационное кольцо, охватывающее реки Дон и Воронеж (водный и охотничье-рыболовный туризм), этнографический маршрут "Гончарное ремесло древней Руси", историко-культурный заповедник "Бунинская Россия" (на базе сохранившихся дворянских усадеб - родовых гнезд русских писателей). Задонск, названный святителем Тихоном "русским Иерусалимом", намечено превратить в один из центров православно-паломнического туризма.
"Развитие зон отдыха и рекреации должно стать важнейшим делом регионов, муниципальных образований. Закон о местном самоуправлении предоставил им в этом отношении достаточно возможностей и прав", - убежден вице-президент Национальной академии туризма Юрий Путрик. Он призывает региональные власти активнее включаться в этот процесс, в том числе на основе кооперации и сотрудничества с соседними областями - в частности, для организации межрегиональных маршрутов. Например, можно сделать популярным водный маршрут "Дон", начинающийся почти под Москвой и "впадающий" в Азовское море. Красоты и ресурсы 5 областей, включая Липецкую и Воронежскую, смогли бы наполнить проект содержанием, привлекательным для инвесторов и туристов. "Раскрутку" этих замыслов необходимо начинать с создания туристско-информационных центров.
Этот бизнес в принципе доступен любому региону. И дело не только в том, что практически в каждом из них имеются какие-то привлекательные с точки зрения экологии и культурно-исторического наследия уголки. Главное, что принятые недавно поправки в Налоговый кодекс позволяют предоставлять занимающимся индустрией отдыха льготы по налогам на землю и имущество. Они находятся в компетенции субъектов Федерации, поступают в региональные и муниципальные бюджеты. Туризм, как никакая другая отрасль экономики или сферы услуг, создает дополнительные рабочие места. Благодаря этому у территорий, не обладающих серьезными производственными ресурсами, появляется реальный шанс экономического роста.
Комментарий
Алексей Овчинников, председатель Воронежского областного совета профсоюзов:
- Немногие работники предприятий и бюджетной сферы имеют возможность провести отпуск у моря, за границей, поправить здоровье в санаториях. По соцопросам, только десятая часть активного населения отдыхает подобным образом. Для них подошел бы недорогой семейный отдых в местных пансионах и лагерях. Прежде турбазы содержались за счет предприятий, выделявших средства на оздоровление своих работников. Естественно, рентабельность их тогда не подсчитывали, экономить на здоровье было не принято. Но бизнесмен не возьмется за дело, если оно не сулит быструю прибыль. Поэтому базы опустели. Хотя есть исключения - несколько промышленных предприятий по-прежнему заботятся о летнем отдыхе своих сотрудников. Многое зависит от активной позиции профсоюзных организаций, их готовности защищать интересы трудящихся.