Минздравсоцразвития России планирует внести значительные изменений в Трудовой кодекс, связанные с уменьшением количества социальных гарантий. Например, предполагается сократить продолжительность ежегодного отпуска.
Подобные непопулярные меры, по мнению чиновников, высвободят у работодателей средства, которые можно будет направить на модернизацию рабочих мест, обучение сотрудников и повышение производительности труда. А все эти шаги вместе позволят снизить дефицит кадров.
Нехватка работников все больше волнует государство и работодателей. По данным Института экономики переходного периода, в 2006 году об этой проблеме заявили 32 процента предприятий, в 2007-м - 35 процентов, в 2008-м - 40 процентов. И многие российские предприятия уже давно используют довольно простые и хорошо известные даже с советских времен методы кадровой политики.
Генеральный директор машиностроительного завода в Екатеринбурге Николай Клейн считает, что начинать бороться с нехваткой кадров нужно уже в школах. "Мы приглашаем школьников на предприятие, рассказываем об истории завода и стараемся, чтобы у ребят появился интерес в глазах", - рассказывает Н. Клейн.
О важности поддерживать связь с потенциальным соискателем говорит и директор по персоналу и социальным вопросам предприятия по производству энергетического оборудования Виктором Куншенко: здесь выпускникам Электромашиностроительного лицея, которых призвали в армию, профильное предприятие постоянно напоминает о жизни коллектива. "В итоге 90 процентов этих ребят возвращается на предприятие", - отмечает специалист.
Поддерживать связь с работниками нужно уже и после их трудоустройства в компанию, а иначе они ее просто покинут. "Каждый сотрудник проходит определенный цикл: первый год в компании нужен для того, чтобы узнать, как исполнять свои обязанности, второй - чтобы выполнять свою работу качественно, третий - чтобы стало скучно, и четвертый - чтобы найти новое место работы, - рассказывает Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании. - И хороший работодатель, понимая это, каждые три года обсуждает с сотрудником, чем бы он хотел заниматься в дальнейшем. Где-то, например, своим специалистам предлагают осваивать новые технологии или рынки. Если не развивать своих сотрудников, они уйдут".
"Желание персонала повышать свой профессиональный уровень послужило основанием для создания в некоторых компаниях "институтов наставников". Здесь специалисты получат новые знания, пройдут тренинги, научатся переговорам. В результате они повысят свои навыки, получат новые должности, а компании не потеряют ценных специалистов", - говорит Александр Бандуркин, исполнительный директор компании по производству офисного оборудования.
Подобные методы борьбы с нехваткой рабочих рук выглядят гораздо привлекательнее планов по уменьшению социальных гарантий, которые должны воплощаться лишь в самом крайнем случае.