30.07.2008 09:10
Экономика

Владимир Путин предложил ядерной энергетике "страшные деньги"

Владимир Путин предложил ядерной энергетике "страшные деньги"
Текст:  Пьер Сидибе (Электросталь)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4717)
Читать на сайте RG.RU

Во вторник председатель правительства Владимир Путин побывал на машиностроительном заводе в Электростали. Осмотрев тепловыделяющие сборки без ущерба для здоровья, он, как и изученные им объекты, все-таки поддался излучению - искреннего оптимизма по поводу будущего атомной энергетики России.

"На этой отрасли нельзя экономить. Это не тот случай, когда можно скупиться на расходы", - сразу заявил Путин. И тем фактически окончательно подключил государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" к бюджетной жиле. До 2016 года предприятия атомной сферы получат 1 триллион государственных денег, а затем в течение четырех лет (программа "Росатома" рассчитана до 2020 года) будут заниматься самоинвестированием. "Мы выделяем страшные деньги!" - заклинал премьер-министр, в этот раз не посчитав нужным предупредить чиновников от нецелевого использования средств.

Впрочем, "Росатом" успешно выполняет возложенные на него обязанности. На сегодняшний день госкорпорация объединила под собой ядерный оружейный и ядерный энергетический комплексы, институты прикладной и фундаментальной науки, а с 28 августа текущего года в собственность "Росатома" передадут атомный ледокольный флот России. В 2008 году ведомство Сергея Кириенко вышло на третье место по запасам разведанного урана, корпорации принадлежат 40 процентов мировых мощностей по обогащению урана, а каждый шестой энергетический реактор в мире работает на отечественном топливе.

Корпоративные заслуги Путин подчеркивал особенно, при этом объясняя: подобная консолидация отрасли отвечает вызовам времени, в частности, повышает конкурентоспособность российского мирного атома. В рамках программы за 12 лет будет построено 26 крупных блоков, то есть, если верить премьер-министру, почти столько же было создано в советское время.

Перед тем как собрать совещание по развитию атомной энергетики, Владимир Путин осмотрел знаменитый "Элемаш". Экскурсию провел руководитель "Рос атома" Сергей Кириенко, который по ходу "программы" обвинил европейцев в нерыночном поведении. Некогда европейцы подписали на острове Корфу секретный протокол (таковым его уже не назовешь), согласно которому объем поставок ядерных материалов из России не должен превышать 20 процентов от всего импорта. "Откровенно двойные стандарты! Этот рудимент не по правилам рынка! Американцы хотя бы прикрывают свою политику ценовыми конструкциями", - возмущался перед стендами Сергей Кириенко, имея в виду, что США до сих пор проводят антидемпинговые расследования на атомном рынке. Присутствующий в окружении председателя правительства вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин рассказал об идущих переговорах с Францией (она сейчас председательствует в Евросоюзе и является главным ядерным производителем на континенте) о подписании меморандума, который отменит квотирование. Инициативу перехватил академик РАН Леонид Большаков. Он убедил премьера в превосходстве России над недружелюбной Европой. Оказывается, у нас стандарты более жесткие: если норвежцы считают нормой при производстве такого продукта, как молоко, 370 беккерелей на литр, то в России превышение 110 беккерелей уже называют жидкими радиоактивными отходами. И по безопасности АЭС Россия уступает только Японии и оставляет позади таких атомных грандов, как США и Франция, хвалил премьер.

Но, как и полагается, Владимира Путина интересовали прежде всего люди: так, премьеру сообщили, что число сотрудников, индивидуальная доза которых зашкаливала за норму, в прошлом году сравнялось с нулем.

- А что такое естественная безопасность? - взгляд премьера зацепился за последний стенд.

- Это означает, что не требуется противоаварийных действий, реактор сам себя гасит, - прервал свою экскурсию Сергей Кириенко.

Но и, казалось бы, в радужной картине действительно эффективной отрасли Владимир Путин отыскал изъян. Его не устраивает, что доля АЭС в выработке российской электроэнергии составляет всего 16 процентов. "Много ли это или мало?" - вопрошал на совещании председатель правительства, приводя в пример развитые страны, у которых данный показатель достигает почти 40 процентов. "Да, развиваемся успешно, - считает глава Белого дома. - Но следует переходить к новейшим технологиям: внедрять замкнутый топливный цикл, создавать коммерческий реактор на быстрых нейтронах. На решение этой задачи должна быть направлена целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения". Следует завершить ее подготовку уже к ноябрю текущего года", - сказал Путин. Наиболее эффективно АЭС работают в режиме полной загрузки, "поэтому единая энергосистема страны должна быть готова принять новые мощности". В этой связи Путин подчеркнул необходимость опережающего развития сетевой инфраструктуры. Он напомнил, что по некоторым объектам атомной отрасли решения не были приняты, "так как сетевая инфраструктура не была готова". "Прошу учесть этот аспект в генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики", - сказал он.

Как всегда, перед отраслью стоит и проблема кадров. "Важно развивать систему подготовки квалифицированных специалистов для атомного комплекса. Нужно в короткие сроки проработать предложения по созданию Национального ядерного университета на базе МИФИ и еще 23 профильных учебных заведений, которые должны быть объединены в единую систему", - сказал Путин, следуя идее, не так давно озвученной президентом Медведевым, по созданию научно-образовательных центров. Этот университет, по словам Путина, "призван стать одним из первых научно-образовательных центров в формируемой сети национальных и исследовательских университетов". Причем "Росатом" должен не только создавать заказ на подготовку кадров в этом университете, но и "прямо участвовать в разработке его учебных программ, стандартов качества образования, помогать университету с организацией студенческих практик".

Энергетика Президент