30.07.2008 05:40
Экономика

Рыбопромысловым компаниям в два раза увеличат срок действия квот

Андрей Крайний грозит браконьерам новыми уголовными делами
Текст:  Анна Шонова (Калининград)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4717)
Читать на сайте RG.RU

Впервые за последние 20 лет правительство РФ приняло целевую программу развития рыбной отрасли. Об этом заявил вчера на прошедшем в Калининграде совещании рыбопромышленников Северо-Запада России глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. По его словам, программа рассчитана на пять лет. 32,8 миллиарда рублей будут выделены из федерального бюджета, еще около тридцати - частные инвестиции.

- Ситуация в отрасли критическая, - оценил обстановку Андрей Крайний. - Поэтому целевая программа подоспела очень вовремя. Кроме того, мы стоим на пороге важных изменений. Было принято решение закрепить рыбопромысловые участки на 20 лет, а доли квот выделять рыбакам на 10 лет вместо теперешних пяти.

Вопрос, кому достанутся квоты и каковы правила игры в новых условиях, был одним из главных на прошедшем совещании. Как заявил Андрей Крайний, долями квот будут наделяться те компании, у которых имеется собственный или арендованный на все время промысла флот. Условие вызвано тем, что до настоящего момента имеются компании, которые не занимаются ловлей рыбы, а просто перепродают квоты другим. Таких организаций сейчас в России насчитывается несколько десятков. Особенно много в Архангельской области.

- Государство может реализовывать доли квот без посредников, - сказал глава Росрыболовства. - Мы предупредили несколько месяцев назад все рыбацкое сообщество, и собственно работа по отделению зерен от плевел уже началась.

В частности, в ближайшее время планируется принять постановление правительства, в котором будут определены размеры ущерба, который наносят государству рыбаки, наловившие рыбы сверх положенной квоты (ущерб различается в тоннах в зависимости от вида рыбы). Если государство выявляет нарушителя, то Росрыболовство имеет право в досудебном порядке изъять у него на все оставшееся время промысла разрешение на вылов (потом оно будет реализовано через аукцион). И не факт, что через 10 лет эта компания, имея в своем "послужном списке" такую историю, сможет получить очередную долю квоты.

Помимо этого жестко контролируются все перегрузки в зарубежных портах, когда промысловики должны при заходе обозначить объем груза, а страна сделает запрос в Россию о том, на какое количество рыбы конкретной компании было выдано разрешение. Сейчас, по словам Крайнего, нужно сосредоточить внимание на российском берегу, куда возвращаются с уловом браконьеры. В этом направлении шаги тоже предпринимаются. Позитивную роль в этом смысле сыграл принятый в прошлом году закон об уничтожении конфиската.

Раньше схема была такая: выловил рыбак сто килограммов осетровых, пришел к милиционеру, покаялся, сдал продукцию для реализации через Российский фонд федерального имущества, и ему справку там выдали, - говорит Андрей Крайний. - Под такие справки пропускались тонны нелегальной рыбы. Сейчас же она вся уничтожается. Если мы выдернем из-под браконьеров прилавок, то цепочка начнет рушиться: не будет смысла ловить, если продать невозможно. Сейчас совместно с МВД мы очень активно работаем в этом направлении. Так что в августе вы услышите о новых уголовных делах.

Еще одна острая тема, которую подняли участники совещания, - цены на топливо. За последнее время они выросли так, что дешевые виды рыбы становится невыгодно ловить. Рыбаки считают, что государство обязано поделиться с ними доходами от продажи нефти. "Мы подготовили проект постановления правительства о дотациях на топливо, просим 4,7 миллиарда рублей для рыбаков, которые реализуют рыбу на территории Российской Федерации, - сообщил Крайний. - Но если мы будем только просить и не говорить о модернизации наших судов, то, я боюсь, ни правительство, ни председатель правительства нас не поддержат".

По его словам, в ответ на каждый выделенный рубль рыбаки в течение трех-пяти лет должны ответить аналогичным вкладом в модернизацию старых "прожорливых" пароходов, строительство современного экономичного флота. Иначе государство вынуждено будет систематически - в геометрической прогрессии - увеличивать дотации. "Становитесь силой - и государство пойдет навстречу", - заявил глава Росрыболовства.

Промышленность Водный транспорт Ресурсы