30.07.2008 02:50
Экономика

Российские подростки мечтают стать чиновниками, бизнесменами и клерками

На смену детям "лихих 90-х" пришли офисные клерки и карьеристы-чиновники
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4717)
Читать на сайте RG.RU

В августе начнется второй этап большого социологического исследования "Новое поколение", но уже сейчас ясно, что поколение миллениума очень не похоже на предыдущее.

90-е еще не за горами, а поколение пепси, подумать только, уже солидные, за тридцать, граждане, кто с круглым счетом в банке, а кто с хроническим алкоголизмом в истории болезни.

Дети кризиса, в семейном архиве которых обязательно найдутся неиспользованные талоны на водку и мясопродукты - бутылка и два кило на члена семьи, включая грудных младенцев. Они привыкли "прыгать через ступеньку" и ждать, что может неслыханно повезти. Иллюзий нет, но есть случай. Как советовал Гораций: "Лови момент!" Поэтому новых молодых, мечтающих о стабильной карьере чиновника или офисного служащего, людям эпохи "революции притязаний" понять трудно.

Карьерист - звучит гордо

Хотя и не совсем русское, но давно адаптированное в отечественном контексте слово "карьерист" до недавних пор имело, ну, скажем мягко, не совсем положительную коннотацию. Предполагалось, что это нехороший человек. Может, используем эвфемизм, и наступить на твое бездыханное тело - если это потребуется для продвижения по служебной лестнице. Однако социологи наблюдают, что смыслы со временем устаревают. Поколение "контрреволюции притязаний", те, кому сейчас от 16 до 25, безудержным амбициям своих предшественников предпочли прагматизм, а бешеным деньгам - профессионализм и карьерный рост.

Юноша, по имени Дмитрий, сейчас учится в Российском государственном социальном университете. До конца учебы еще далеко, но приоритеты уже оформлены, причем не только идейные, но и эстетические. Дмитрий соблюдает дресс-код чиновника, то есть ходит в университет и на другие ответственные мероприятия исключительно в костюме и галстуке. По манере - чуть отстраненной, вежливой, но с намеком на административный резерв, который в случае необходимости можно пустить в дело, - молодого человека уже сейчас можно принять за служащего госструктуры. А мечтает он быть чиновником высокого полета, чтобы и власть, и хорошие деньги, и статус. Пока он член университетского, как бы сказали в далекие советские времена, студсовета. По- современному - входит в студенческий Сенат.

Дмитрий требователен к себе. Его записи на страничке "Вконтакте" напоминают дневники комсомольцев-героев: "Говорю себе, не сиди! Тебе уже 20 лет. Уже вчера нужно было быть... А я сегодня еще не...!!! Время летит очень быстро! Сидеть нельзя! А я сижу! Без дела!" И вот еще, очень характерное, поколенческое: "Если быть, то быть ЛУЧШИМ!!!! Так во ВСЕМ!" Все в порядке у Дмитрия и с патриотической составляющей личности, во всяком случае, как это сейчас принято в массах:

- Плющенко, футбол, хоккей, Билан, Олимпиада и многое другое... Гордость, реально гордость! Спасибо. У нас есть чем гордиться!

По данным мощного социологического исследования "Новое поколение", которое в течение всего этого года проводит Фонд"Общественное мнение", и Калининградского Фонда социальных и маркетинговых исследований, молодых людей, мечтающих о карьере чиновника, - 16 процентов.

- Они демонстрируют аскетизм, - рассказывает о "чиновниках" доктор социологических наук Лариса Паутова. - Ради карьеры готовы отказать себе в отдыхе и развлечениях. Ценят работу больше, чем личную жизнь. С детьми предпочитают подождать до получения собственного жилья и высокой должности. И что особенно отличает их от поколения "социальных лифтов", хотя и готовы рисковать, но консервативны, комфортнее ощущают себя в ситуации стабильности и предпочитают быть похожими на остальных. И еще. Лучше всех остальных разбираются в политике, а также чаще других записываются в партии.

Бедный - ленивый, богатый - умный

А как же возможность приносить пользу обществу, что любой госслужащий должен хотя бы декларировать?

- Об этом? Тоже иногда проскакивает, но это скорее свойство молодости, чем установка к будущей профессии, потому что в молодости вообще хочется спасти человечество, - говорит социолог Паутова, подробнейшим образом изучившая все полторы тысячи анкет. - Впрочем, и не без лукавства отвечают. Хотят быть чиновниками, но хорошо осознают негатив профессии: бюрократизация, коррупция и даже "продажность" чиновничьего племени.

"Слуги народа решают свои проблемы, а не наши", - цитирует Лариса, но тут же делает оговорку: "Между тем видно, что доверие власти сейчас среди молодежи растет. Отрицательный довесок в значении слов "чиновник" и "карьера" уходит".

Что любопытно, так это то, что поколение стабильности больше не мечтает о бешеных, скорых деньгах. Им нужны стабильные, хорошие зарплаты за работу по профессии. Современная мораль по-прежнему не предусматривает представления о честной бедности. В успешных кругах торжествует западная, протестантская система ценностей: бедность - свидетельство лени, а богатство - мерило ума.

- Молодежь, действительно, не любит признаваться в бедности,- продолжает Паутова.- Мы проводили соцопрос всех возрастных групп и спрашивали: "Кем вы себя считаете?" Так вот пенсионеры и люди старшего работающего возраста, нисколько не смущаясь, относят себя к бедным. А молодежь даже этого слова избегает, предпочитает называть себя людьми со средним достатком.

"Совок" эпохи яппи

Тех, кто мечтает быть бизнесменом, сейчас в стране чуть больше "чиновников" - 19 процентов. Вот они-то всерьез озабочены внешним видом, чаще прочих посещают спортклубы, рестораны и ночные клубы. Политикой яппи не интересуются, зато уверены в себе и готовы работать по 16 часов в сутки.

Между консерваторами-чиновниками и инноваторами-бизнесменами расположилась та молодежь, которая с легкой, но недоброй руки одного писателя теперь называется "офисным планктоном". Их 20 процентов, и мечты их не отличаются высотой полета. Зато, как выяснил соцопрос, эта молодежь дольше прочих сидит в Интернете и чаще пишет по электронной почте. Видимо, спасаясь от монотонности офисной жизни.

Поколение миллениума полно противоречий и с трудом поддается классификации. Но есть главное, что, по мнению социологов, объединяет всех. В них нет ничего советского. За исключением, конечно, любви к символике. Однако это не этическая или идеологическая ревизия.

- Это первое несоветское поколение, у которого нет личного советского опыта, - объясняет Лариса Паутова. - Но есть качества, традиционно вопринимающиеся как несоветские: они индивидуалисты и надеются на себя больше, чем на государство. Труд и карьеру они воспринимают через призму "буржуазного мышления". А еще очень прагматичны и не гнушаются "самоменеджмента".

Однако сама молодежь не так категорична насчет "совка". Она осознает, что в голове у нее все смешалось и пока только укладывается.

- Мы аполитичны, но в курсе новостей и полны ехидства по поводу политических потасовок, - пишет блогер frozeny. - Мы считаем себя патриотами, но многие не прочь уехать за границу - и уезжают. Мы индивидуалисты, но в друзья подбираем единомышленников. Мы соглашаемся с наличием системы и многих "нельзя" - но среди нас процветает эскапизм. "Секс в России есть", но мы отчаянно ищем своих единственных. Среди нас мало сброда и уродов, но мы не строим будущего - никакого. И в редкие часы отдыха мы доигрываем в игры своего детства.

Видимо, в "игры своего детства" доигрывает и начальник ремонтного цеха на большом московском заводе Михаил В. Ему немногим больше 20 - ровесник "чиновнику" Дмитрию. Уникальный осколок советской породы, человек, которому абсолютно наплевать, что о нем думают ровесники, выбравшие гламурно-офисно-чиновничий стиль. Неторопливый, но качественный ритм жизни: в 20 с небольшим в подчинении 50 взрослых мужиков. Неспешно закуренная "Ява". И стрижка, не помню, как называется, - с такой возвращались из Афганистана мои одноклассники.

Михаил В. из тех, с кем не страшно поехать в Сахару на старом советском жигуле: "Нива" блестит изнутри и снаружи, а также не гремит, как ей положено, на больших скоростях. Не умрешь с ним и с голоду: рыбак, без фанатизма, но с азартом. Но главное не в этом. У очень юного еще человека с рабочей родословной есть самые что ни на есть индивидуальные, в противовес индивидуалистическим, принципы в жизни: он твердо знает, что нельзя врать и подличать, даже если светит повышение по службе, что на ночные клубы и машины нужно зарабатывать самому и что учиться желательно на собственные деньги. Спрашиваю недавно:

- Миш, когда в отпуск?

- Не моя сейчас очередь. Зам четыре года на море не был.

Вот думаю, к какому типу молодых принадлежит мой приятель?

Досье "РГ"

Нынешних молодых называют по-разному:

- нулевое поколение, поколение миллениума;

- поколение "молодеЖЖЬ";

- поколение геймеров;

- поколение myPod (поколение подкастов, гаджетов);

- путинское поколение, Generation Пу, поколение стабильности.

Типология нового поколения:

"Чиновники" - 16 процентов

"Яппи" - 19 процентов

"клерки" - 20 процентов

"бюджетники" - 13 процентов

"пролетарии" - 17 процентов

Занятость Социология Семья и дети