30.07.2008 04:40
Экономика

Прокуратура выясняет причины схода поездов на Забайкальской железной дороге

Прокуратура выясняет причины схода поездов
Текст:  Юлия Вандышева (Хабаровск)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4717)
Читать на сайте RG.RU

Впервые главные инженеры всех региональных подразделений РЖД выполняют работу обычных обходчиков на Забайкальской железной дороге. Каждый из них должен пройти по шпалам несколько десятков километров, чтобы выявить и устранить нарушения железнодорожного полотна.

С пешей ревизией специалисты отправились из-за очередной аварии с поездом № 325 Хабаровск - Нерюнгри на мосту в районе райцентра, поселка Магдагачи. Хабаровчанка Ольга Иваницкая вместе с 16-летней дочерью ехала в злополучном составе.

- Нам повезло, отделались ссадинами и ушибами. Когда я покупала билеты, знала, что месяц назад этот же поезд уже сходил с рельсов, - сообщила корреспонденту "РГ" Ольга.- Рассчитывала, что происшествие стало для сотрудников железной дороги хорошим уроком…

Напомним, в июле ЧП с поездом сообщением Хабаровск - Нерюнгри произошли дважды. 12 июня на перегоне Шимановская - Селеткан сошли с рельсов тринадцать вагонов поезда №226. Тогда пострадали несколько десятков человек, пятеро были госпитализированы. При сходе поезда Хабаровск - Нерюги 22 июля пострадавших нет.

В обоих случаях комиссия министерства путей сообщения пришла к выводу, что во всем виноваты небывалая для этих краев жара и безалаберность работников технического подразделения РЖД.

- Причина одна - плохое и несвоевременное техническое обслуживание бесстыкового пути, - заявил главный инженер службы пути ДВЖД Алексей Лобов. - У этой сравнительно новой технологии укладки рельсов, безусловно, есть свои плюсы и минусы, но все зависит от того, насколько грамотно и добросовестно работники дистанции будут выполнять свои обязанности.

Основной плюс бесстыкового пути - увеличение скорости движения состава. На участке Хабаровск - Нерюнгри это немаловажно. До самого южного города Якутии можно добраться только по железной дороге и более 90 процентов грузов доставляют именно этим видом транспорта.

- Чтобы определить участки, угрожающие движению поездов, необходимо своевременно делать промеры сдвижек пути плетей на так называемых "маячных" шпалах. При температуре выше 25 градусов обход проводят ежедневно, а в остальных случаях не реже одного раза в неделю, - объясняет Александр Лобов.

Есть у сотрудников РЖД и измерительные вагоны, приборы в которых фиксируют нарушения и выдают результат исследований на ленте. Оказывается, подобный вагон проходил перегон Магдагачи - Нюкжа за пару дней до аварии, но местный мастер-путеец не посмотрел сразу результаты расшифровки. О том, что это надо сделать, он вспомнил, когда 22 июля поезд №325 уже проходил Магдагачи. Показания приборов были шокирующими.

- Нарушив должностную инструкцию, путеец не выбежал к составу, не включил красные сигнальные фонари, не стал выпускать сигнальные ракеты. Он решил, что быстрее будет дозвониться до машиниста по спецсвязи. Пока он это делал, несколько вагонов ушли под откос, - поясняет главный инженер ДВЖД.

Но, по мнению специалистов, аварии можно было избежать, даже не останавливая состав.

- Поезд, подойдя к месту, где было нарушено состояние рельсовой колеи, уже успел набрать скорость 74 километра в час, поэтому колесные пары не смогли войти в поворот и потеряли контакт с рельсами. Если бы скорость состава была гораздо ниже, то вагоны бы прошли, - говорит Алексей Лобов.

После повторного схода поезда Хабаровск - Нерюнгри в РЖД поста лишился руководитель Забайкальской железной дороги, ушел в отставку начальник Магдагачинской дистанции пути. Сотрудниками Забайкальской железной дороги, по вине которых сошли оба состава, о тонкостях эксплуатации бесстыкового пути придется рассказывать уже следователям Амурского следственного отдела на транспорте. А работу обходчиков выполнят главные инженеры региональных подразделений.

В прокуратуре не исключают, что сход одного за другим двух пассажирских поездов может быть связан не только с недобросовестной эксплуатацией пути, но и с допущенными во время монтажа бесстыкового полотна нарушениями технологии. Есть и другое мнение: просчет разработчиков бесстыкового пути, которые при внедрении железнодорожной новинки не учли климатические условия региона.

Компетентно

Владимир Сазонов, старший помощник прокурора Восточно-сибирской транспортной прокуратуры:

- На дистанции пути Магдагачи нарушения в ведении путевого хозяйства были выявлены еще после первого происшествия, о чем, естественно, заместителем восточно-сибирского транспортного прокурора в управление Забайкальской железной дороги было направлено соответствующее представление. В первом случае дело из-за наличия пострадавших было возбуждено по факту, оно еще расследуется и пока никому конкретно обвинение не предъявлено. По второму сходу состава пока проводится проверка, мы ждем результатов служебного расследования из РЖД.

Железные дороги Хабаровск Дальний Восток