Впервые главные инженеры всех региональных подразделений РЖД выполняют работу обычных обходчиков на Забайкальской железной дороге. Каждый из них должен пройти по шпалам несколько десятков километров, чтобы выявить и устранить нарушения железнодорожного полотна.
С пешей ревизией специалисты отправились из-за очередной аварии с поездом № 325 Хабаровск - Нерюнгри на мосту в районе райцентра, поселка Магдагачи. Хабаровчанка Ольга Иваницкая вместе с 16-летней дочерью ехала в злополучном составе.
- Нам повезло, отделались ссадинами и ушибами. Когда я покупала билеты, знала, что месяц назад этот же поезд уже сходил с рельсов, - сообщила корреспонденту "РГ" Ольга.- Рассчитывала, что происшествие стало для сотрудников железной дороги хорошим уроком…
Напомним, в июле ЧП с поездом сообщением Хабаровск - Нерюнгри произошли дважды. 12 июня на перегоне Шимановская - Селеткан сошли с рельсов тринадцать вагонов поезда №226. Тогда пострадали несколько десятков человек, пятеро были госпитализированы. При сходе поезда Хабаровск - Нерюги 22 июля пострадавших нет.
В обоих случаях комиссия министерства путей сообщения пришла к выводу, что во всем виноваты небывалая для этих краев жара и безалаберность работников технического подразделения РЖД.
- Причина одна - плохое и несвоевременное техническое обслуживание бесстыкового пути, - заявил главный инженер службы пути ДВЖД Алексей Лобов. - У этой сравнительно новой технологии укладки рельсов, безусловно, есть свои плюсы и минусы, но все зависит от того, насколько грамотно и добросовестно работники дистанции будут выполнять свои обязанности.
Основной плюс бесстыкового пути - увеличение скорости движения состава. На участке Хабаровск - Нерюнгри это немаловажно. До самого южного города Якутии можно добраться только по железной дороге и более 90 процентов грузов доставляют именно этим видом транспорта.
- Чтобы определить участки, угрожающие движению поездов, необходимо своевременно делать промеры сдвижек пути плетей на так называемых "маячных" шпалах. При температуре выше 25 градусов обход проводят ежедневно, а в остальных случаях не реже одного раза в неделю, - объясняет Александр Лобов.
Есть у сотрудников РЖД и измерительные вагоны, приборы в которых фиксируют нарушения и выдают результат исследований на ленте. Оказывается, подобный вагон проходил перегон Магдагачи - Нюкжа за пару дней до аварии, но местный мастер-путеец не посмотрел сразу результаты расшифровки. О том, что это надо сделать, он вспомнил, когда 22 июля поезд №325 уже проходил Магдагачи. Показания приборов были шокирующими.
- Нарушив должностную инструкцию, путеец не выбежал к составу, не включил красные сигнальные фонари, не стал выпускать сигнальные ракеты. Он решил, что быстрее будет дозвониться до машиниста по спецсвязи. Пока он это делал, несколько вагонов ушли под откос, - поясняет главный инженер ДВЖД.
Но, по мнению специалистов, аварии можно было избежать, даже не останавливая состав.
- Поезд, подойдя к месту, где было нарушено состояние рельсовой колеи, уже успел набрать скорость 74 километра в час, поэтому колесные пары не смогли войти в поворот и потеряли контакт с рельсами. Если бы скорость состава была гораздо ниже, то вагоны бы прошли, - говорит Алексей Лобов.
После повторного схода поезда Хабаровск - Нерюнгри в РЖД поста лишился руководитель Забайкальской железной дороги, ушел в отставку начальник Магдагачинской дистанции пути. Сотрудниками Забайкальской железной дороги, по вине которых сошли оба состава, о тонкостях эксплуатации бесстыкового пути придется рассказывать уже следователям Амурского следственного отдела на транспорте. А работу обходчиков выполнят главные инженеры региональных подразделений.
В прокуратуре не исключают, что сход одного за другим двух пассажирских поездов может быть связан не только с недобросовестной эксплуатацией пути, но и с допущенными во время монтажа бесстыкового полотна нарушениями технологии. Есть и другое мнение: просчет разработчиков бесстыкового пути, которые при внедрении железнодорожной новинки не учли климатические условия региона.
Владимир Сазонов, старший помощник прокурора Восточно-сибирской транспортной прокуратуры:
- На дистанции пути Магдагачи нарушения в ведении путевого хозяйства были выявлены еще после первого происшествия, о чем, естественно, заместителем восточно-сибирского транспортного прокурора в управление Забайкальской железной дороги было направлено соответствующее представление. В первом случае дело из-за наличия пострадавших было возбуждено по факту, оно еще расследуется и пока никому конкретно обвинение не предъявлено. По второму сходу состава пока проводится проверка, мы ждем результатов служебного расследования из РЖД.