Вчера в штабе экспедиции "Миры" на Байкале" откровенно ждали громких поздравлений и даже поторопились известить журналистов о "достижении рекордной глубины в пресном озере". Но сенсации не случилось - Байкал пока не стал глубже 1637 метров, как до этого считалось.
Для вчерашнего погружения была выбрана точка между островом Ольхон и полуостровом Святой Нос. Первыми на батискафе "Мир-1" ушли под воду руководитель экспедиции Анатолий Сагалевич, а с ним - президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук, он же - главный спонсор всего предприятия. В экипаже другого аппарата места заняли Евгений Черняев (пилот), депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов.
Через шесть часов, когда акванавты вернулись и, что называется, сверили часы со своим штабом, профессор Сагалевич не стал лукавить перед журналистами:
- Ранее сообщалось о глубине 1680 метров, но это не так. Участникам экспедиции удалось опуститься лишь на 1580 метров, после чего "Мир-1" лег на дно.
По уточненным сведениям, "Мир-2" смог опуститься на 1592 метра, но это тоже не рекорд. Специалисты полагают, что разница в оценке глубины могла произойти "из-за сбоя в работе гидролокационного оборудования".
Как только "Миры" благополучно всплыли, мы связались с директором Института океанологии им. П.П. Ширшова Робертом Нигматулиным и задали ему прямой вопрос: какое отношение собственно к науке имеет очередная шумная акция с участием сотрудников академического института?
- Самое прямое! - решительно не согласился с провокативным характером вопроса академик Нигматулин. - Мы сознаем, что первые погружения "Миров" на Байкале больше важны для пиара, для поддержания имиджа российской науки. Но вслед за этим начнется серьезная исследовательская программа - примерно на месяц в этом году и столько же в следующем. С этой целью на Байкал выехало около 20 сотрудников нашего института во главе с профессором Сагалевичем, он заведует лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов. Наш институт, как известно, входит в структуру РАН, у нас девять экспедиционных судов. Для обеспечения их полноценной работы в течение года надо 600-700 миллионов рублей - примерно столько некоторые клубы тратят на содержание 2-3 футболистов. А мы на все про все из академического бюджета получаем в лучшем случае 10 процентов от потребного...
По словам Нигматулина, глубоководная экспедиция на Байкале, куда и он сам сегодня вылетает, стала возможной только благодаря профессиональному авторитету и организаторским способностям Анатолия Сагалевича и финансовой поддержке, которую оказал президент инвестиционной компании "Метрополь" Михаил Слипенчук. По неофициальным сведениям, через Фонд содействия сохранению озера Байкал на проведение экспедиции в 2008-2009 годах им выделено 6 миллионов долларов.