Следственный комитет при прокуратуре разрабатывает программу, призванную сохранить приятную для армии тенденцию: число желающих служить растет, а ряды уклонистов редеют.
Призывникам, не желающим учить уставы, придется засесть за Уголовный кодекс.
Для военно-следственных управлений начинается сезон горячей работы: закончился призыв, и пришла пора разбираться с теми, кто ушел в тень. Таких осталось немного. По данным военного ведомства, весной около семи тысяч юношей уклонились от призыва. Для них неприятности только начинаются.
Недавно пленум Верховного суда принял постановление о практике рассмотрения дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу и прохождения военной службы.
- Раньше на практике возникало много споров между военными ведомствами и органами следствия. Например, с какого момента считать гражданина уклоняющимся от службы? - пояснили корреспонденту "РГ" в Верховном суде. - Зачастую следствие отказывалось возбуждать уголовное дело в отношении уклониста, пока призывная комиссия не признавала его годным к службе.
Военком неявку не простит
Возникала юридическая коллизия. Врачи, естественно, не могли заочно узнать, здоров призывник или нет. А юноша избегал встреч с ними. Военкоматы требовали возбудить дело. Следователи же разводили руками: а вдруг парень окажется не годным к службе? Тогда его судить нельзя. Пока юристы спорили, уклонисты могли спать спокойно. Теперь Верховный суд, по сути, развязал руки следователям.
- Уклонение от призыва - это не только неприбытие призывника в комиссариат для отправки в часть, но и игнорирование целого комплекса призывных мероприятий при наличии умысла, - разъяснил Верховный суд. - Неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на призывные мероприятия при определенных обстоятельствах будут считаться уклонением.
Если же дело заведут, а потом выяснят, что уклонист не годен к службе, то его оправдают. Однако и к следователю, который привлек юношу, претензий не будет. Возбуждение уголовного дела признают обоснованным.
Другой лазейкой любили пользоваться будущие отцы и студенты. Часто бывает так, что призывнику надо как-то продержаться буквально несколько месяцев. А потом он получит законную отсрочку: поступит в институт или у него родится тройня. В таком случае многие уходили в подполье. Верховный суд решил, что наказывать таких нельзя. Так что тюрьма многодетным папашам не грозит. Однако есть нюанс: суд все равно признает таких уклонистов-краткосрочников виновными.
- Суд вынесет обвинительный приговор - человек совершил преступление, уклоняясь от призыва. А поскольку обстоятельства изменились, его освободят только от наказания. Проще говоря, штрафа, лишения свободы, условного срока или иного наказания не будет. Но итогом обвинительного приговора станет судимость, - пояснили корреспонденту "РГ" в Верховном суде.
В будущем судимого, скорее всего, не выдвинут на должности в государственных органах, если вообще туда примут. И ему точно закроют дорогу на службу в силовые структуры. Так повелось, что подобное пятно в биографии закрывает для человека в нашей стране многие карьерные перспективы. Поэтому юристы не советуют бегать от военкомата в надежде на будущую отсрочку.
Прокурор поймет беглеца
У призывной медали есть и обратная сторона. Нередко бывает так, что человек идет служить с желанием, а потом разочаровывается в армии и убегает. Это тоже уголовная статья. Хотя часто дезертирами становятся от отчаяния: "деды" довели так, что жить с ними в одной казарме уже невозможно.
Поэтому Верховный суд объяснил, что, разбирая случаи дезертирства, люди в мантиях и следователи должны обращать особое внимание на наличие так называемых тяжелых обстоятельств: семейных проблем, невозможности получить медпомощь, сложных условий для прохождения военной службы, в том числе - неуставные взаимоотношения.
Но возникает вопрос: как сделать, чтобы следователи поверили в солдатскую беду? Голословного утверждения, мол, бежал от побоев, в этом случае мало. Нужны конкретные факты. Следователи проверят: жаловался ли солдат командирам. Если боец боялся жаловаться, такое часто бывает, можно показать письма родственникам, в которых он рассказывал об издевательствах. Доказательством могут служить наличие следов побоев на теле, зафиксированные обращения за медпомощью.
Но даже если ничего этого нет, следствие в силах установить истину. Военнослужащий должен назвать конкретных лиц, издевавшихся над ним, а также свидетелей, указать место и время, когда все происходило. Приведенные факты, как обещают в прокуратуре, будут тщательно исследованы.
Таким образом, в делах по дезертирам не будут грести всех под одну гребенку. И судить только тех, кто бежал от службы без веских причин.
Что грозит уклонистам и самовольщикам
- Дезертирство - до семи лет лишения свободы.
- Дезертирство с оружием - от трех до десяти лет.
- Временное уклонение от военной службы путем симуляции, членовредительства или подлога - до года дисбата.
- Уклонение от службы путем симуляции, членовредительства или подлога - до семи лет.
- Уклонение от призыва на военную службу - до двух лет.
- Самовольное оставление части свыше месяца - до пяти лет.