31.07.2008 03:00
Экономика

Российские власти разрабатывают новую концепцию программы "Жилище"

В правительство внесено предложение: при получении жилищных сертификатов очередники не должны лишаться имеющегося жилья
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4719)
Читать на сайте RG.RU

Жилищный кодекс сохранил обязанность государства обеспечивать жильем некоторые категории российских граждан, для чего в федеральной программе "Жилище" предусмотрена отдельная подпрограмма.

Механизм решения жилищной проблемы категорий, сохранивших право на поддержку государства, - это предоставление бюджетных субсидий на приобретение квартиры на рынке, главным образом через государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Этот механизм был впервые опробован ровно 10 лет назад, когда государство всерьез занялось обеспечением жильем военнослужащих и уволенных со службы. Плюсы такого подхода были очевидны: сертификат давал возможность приобрести жилье на рынке по выбору самой семьи, с учетом ее вкусов и пожеланий. Но были и минусы: критиковался "усредненный" расчет стоимости квадратного метра в пределах одного региона.

В результате желающие купить жилье в крупном городе сталкивались с тем, что рыночная цена жилого метра была намного выше той, что обеспечивалась государственной бумагой. Значит, приходилось либо приобретать квартиру в городе, но меньшей площади, либо уезжать на периферию.

Тем не менее, с точки зрения простоты администрирования, отсутствия чиновничьих злоупотреблений (которые были во времена распределения "натурального" жилья), программа ГЖС показала свою эффективность. Поэтому с 2005 года через жилищные сертификаты стали обеспечиваться квартирами не только военные, но и все прочие установленные законом категории граждан ( подробнее см. справку).

За 10 лет существования программы новоселья отпраздновали более 156 тысяч очередников - вместе с членами семей получается более полумиллиона человек. Приобретено свыше девяти миллионов квадратных метров жилья. Расходы федерального бюджета составили 92 миллиарда рублей.

Однако "бесквартирных" льготников, все еще ждущих своей очереди, намного больше: почти 511 тысяч семей. Поэтому в минрегионе прорабатываются варианты повышения эффективности выполнения программы. Например, в министерстве считают целесообразным определять норматив стоимости 1 квадратного метра жилья по стране раз в год (вместо нынешнего раза в полугодие) для всех категорий, за исключением северян.

Поскольку в результате сумма получаемой субсидии зафиксируется на срок 12 месяцев, у получателей сертификатов не будет повода затягивать с оформлением ценных бумаг (чтобы дождаться новых, более высоких, расценок). В результате выдача ГЖС станет более ритмичной и стабильной.

Еще одна серьезная проблема касается налоговых отчислений. Новая редакция Налогового кодекса, вступившая в силу с 1 января 2008 года, определяет субсидии, выделенные за счет средств федерального бюджета для строительства и приобретения жилья, как "доходы, не подлежащие налогообложению".

Ранее столь четкой формулировки в налоговом законодательстве не было. Тем не менее еще в 2002 году министерство по налогам и сборам уведомило получателей ГЖС о том, что подоходный налог с суммы полученной жилищной субсидии с них взиматься не будет.

Однако у министерства финансов на этот счет позиция другая. В начале 2008 года минфин потребовал от граждан, реализовавших ГЖС в течение последних трех лет, произвести налоговые отчисления.

Неоднозначность трактовки негативно сказывается на доверии населения к механизму ГЖС. Налогообложение субсидий (по сути - социальных выплат), выделяемых по сертификатам, воспринимается участниками программы как абсурд.

А если к тому же учесть постоянный рост цен на рынке недвижимости, то жилье оказывается для владельца сертификата еще менее доступным. В минрегионе считают, что эту дилемму нужно разрешать на правительственном уровне.

Справка "РГ"

Категории граждан, которым государство обязано помочь приобрести квартиру или дом:

компетентно

Анатолий Мишанов,
руководитель дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ:

- Объем финансирования подпрограммы обеспечения жильем отдельных категорий граждан в рамках федеральной программы "Жилище" до 2010 года составляет чуть более 160 млрд рублей. По нашим оценкам, это позволит обеспечить жилищными сертификатами всего 116 тысяч семей, то есть лишь около 29 процентов граждан - участников подпрограммы.

Лучше всего обстоят дела у военных: увольняемые военнослужащие будут обеспечены сертификатами на 68,8 процента; уволенные с военной службы - на 57,6 процента. Финансирование категории "участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" скромнее, до 2010 года будут решены проблемы только четырех из десяти семей чернобыльцев, стоящих в очереди. Самые проблемные категории - вынужденные переселенцы и выезжающие из районов Крайнего Севера.

Очевидно, что подпрограмма сегодня остро нуждается не только в увеличении бюджетного финансирования, но и в оптимизации существующей нормативной правовой базы. Минрегион и Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ уже внесли на рассмотрение правительства ряд предложений.

К примеру, назрела необходимость внесения изменений в Закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Новая редакция закона должна опираться на детальное обоснование географических, экономических и демографических причин для определения принадлежности регионов к районам Крайнего Севера. Нужно провести инвентаризацию населенных пунктов на Крайнем Севере на предмет целесообразности их ликвидации. Возможно также потребуется пересмотреть очередность предоставления субсидий.

Одно из важнейших предложений минрегиона: закрепить за гражданами право не сдавать имеющееся у них жилье на момент получения сертификата. То есть люди смогут при желании оставить занимаемую жилплощадь за собой. При этом размер предоставляемой социальной выплаты должен быть уменьшен пропорционально имеющейся жилплощади.

Эта мера направлена прежде всего на популяризацию механизма ГЖС, ведь многие участники подпрограммы отказываются от получения сертификата исключительно из-за нежелания терять жилье. Кроме того, механизм улучшения жилищных условий через систему ГЖС станет более гибким. Главным образом это относится к участникам ликвидации радиационных катастроф: большинство из них жильем уже обеспечено и нуждается только в улучшении жилищных условий.

Жилая недвижимость