Только летом прошлого года один за другим с небольшими промежутками во времени на строительных площадках в Воронеже рухнули три башенных крана. Но тогда, к счастью, обошлось без жертв. А вот в июльской трагедии этого года есть пострадавшие.
До конца трудовой смены оставалось минут десять, когда на стройплощадке по бульвару Победы в Воронеже рухнул работающий башенный кран. В аварии погибла тридцатилетняя крановщица Екатерина Ковалева. Стрела крана упала на проезжую часть улицы, смяла несколько стоящих у обочины автомашин.
Причины аварии на стройплощадке ООО "Выбор" расследуются прокуратурой, управлениями охраны труда и Ростехнадзора по Воронежской области. По его результатам будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. По предварительным выводам, кран не выдержал груза, превысившего максимально допустимый более чем в три раза.
В отделе подъемных сооружений управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора корреспонденту "РГ" пояснили: при вылете стрелы на 25,7 метра, с какой работал кран на бульваре Победы в момент аварии, разрешен подъем груза не более 2,3 тонны. На деле же попытались разом поднять четыре связки металлоконструкций весом 2,1 тонны каждая. Однако специалисты утверждают, что даже с таким грузом кран не мог упасть. А все произошло из-за спешки: в конце рабочего дня на стройку приехал МАЗ с арматурой, надо было поскорее его разгрузить, чтоб отпустить машину и закончить работы. По словам очевидцев, сама же крановщица и дала команду "цеплять больше".
Специалисты утверждают, что главной причиной подобных аварий является отсутствие в строительных организациях надлежащего контроля за соблюдением техники безопасности, нетребовательное отношение к технологической и трудовой дисциплине, непродуманное ведение работ. Так, работающие на стройплощадках башенные краны выпущены еще в советское время, хотя их ресурс рассчитан в среднем на десять лет. Вот и "виновнику" трагедии на бульваре Победы - 24 года, он уже отслужил на 14 строительных объектах. По словам специалистов отдела подъемных сооружений, кран был исправен, прошел диагностику промышленной безопасности в Москве, в том числе и на усталость металла, был аттестован к дальнейшей работе. В кабине крана имелся новый электронный динамометр, так что крановщица не могла не видеть вес груза. Выходит, вновь подвел "человеческий фактор". Так ли это, покажет расследование.
Комментарий
Сергей Морозов, исполнительный директор Союза по защите интересов строителей города Воронежа:
- Использование башенных кранов, другой мощной техники относится к потенциально опасным видам работ, требующим особого внимания со стороны контролирующих организаций. То, что в Воронеже участились случаи аварий, говорит о явном недостатке такого контроля. Техническое состояние кранов еще время от времени проверяют, а вот за обучением и квалификацией работающего персонала следить некому. С 1 января 2009 года прекращается выдача новых государственных лицензий, а спустя год - действие всех ранее выданных лицензий. Одновременно с этим будет вводиться страхование гражданской ответственности перед заказчиками. Есть основания надеяться, что заслон авариям поставит самый надежный механизм ответственности участников рынка за результаты своего труда - финансовый.