31.07.2008 04:51
Экономика

Чиновники решают, как сделать Тамбов комфортным

Чиновники решают, как сделать Тамбов комфортным для проживания
Текст:  Евгений Писарев (Тамбов)
Российская газета - Черноземье: №0 (4718)
Читать на сайте RG.RU
Специальная областная комиссия оценила качество жизни обитателей муниципальных образований. Тамбов удостоился высокой оценки. Но так ли все радужно, как уверяют эксперты, в качестве которых выступили местные чиновники, депутаты и представители общественности?

По заключению комиссии, город динамично развивается, в нем успешно осваиваются капитальные вложения, жилищное строительство по качеству и темпам ввода приближается к европейским стандартам. Комиссия также отметила, что городские власти уделяют внимание сохранению архитектурного облика исторического центра, занимаются ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог. Столь высокая оценка дала повод посмотреть на реальное положение дел в градостроительстве. Как выяснилось, сами чиновники и депутаты не во всем разделяют радужные настроения относительно "высоких стандартов жизни" в областном центре.

Испытание водой

Состояние дорог в Тамбове обсудили депутаты областной Думы. За два последних года из бюджетов всех уровней на реконструкцию трасс выделено свыше миллиарда рублей. Но, как отметили депутаты, у городской администрации по-прежнему отсутствует внятная стратегия развития сети дорог, а программа безопасности движения существует только на бумаге и не подкреплена финансовыми ресурсами. Средства можно использовать более эффективно. В частности, подрядчикам нередко приходится переделывать уже отремонтированные участки. Депутаты намерены послушать на своем заседании представителей конкурсной комиссии, распределяющей подряды на ремонт дорог.

Как показывает практика, в асфальт можно закатать любые объемы работ. Например, дорожники десятилетиями ломают головы над загадкой ливневой канализации на Моршанском шоссе. Власти вкладывают в ремонт магистрали огромные деньги, но дождевая вода, ломая все гидротехнические расчеты, бурным потоком вырывается наружу. Нынешняя попытка реконструкции шоссе также включает в себя восстановление и строительство ливневой канализации. Однако городские власти признались, что своими силами с "водной артерией" они не совладают, и попросили промышленные предприятия, расположенные на Моршанском шоссе, принять долевое участие в реконструкции дороги и тротуаров. При этом напомнили, что из 16 тысяч квадратных метров дорожного полотна более 9 тысяч закреплены за предприятиями. Комплексное благоустройство шоссе власти намерены закончить в октябре. И с замиранием сердца ждать очередного "испытания водой".

Не все по плану

Над загадкой принципов застройки Тамбова общественность города бьется уже не первый год. Генеральный план устарел. Над новым сегодня работают столичные проектировщики. Он выстраивается с учетом демографической ситуации, перспектив социально-экономического развития города и реконструкции исторического центра. И еще с учетом желаний чиновников-заказчиков, которые волей-неволей ориентируются на интересы генеральных подрядчиков. Какой-либо независимой экспертизы не предполагается, хотя принцип "семь раз отмерь" для проектировщиков и градостроителей должен быть обязательным. Ведь архитектурную ошибку ластиком не сотрешь. К тому же эстетическая сторона градостроительства, как не отмеряй, не может быть рентабельной по определению. Но строительный бизнес крайне неохотно идет на финансовые потери во имя красоты.

Общим местом стало утверждение, что Тамбов вышел на почти европейские темпы жилищного строительства: ежегодно сдается по квадратному метру жилья на человека. Но острота проблемы не снижается. Как сообщили в городском жилищном комитете, жилья ожидают 630 семей военнослужащих, 78 семей граждан, подвергшихся воздействию радиации; 176 семей северян и вынужденных переселенцев. За последние пять лет из ветхого и аварийного жилья переселено 302 семьи. Внутренним "переселенцам" предоставлено почти 20 тысяч квадратных метров жилья. Близки к сдаче 90 домов общей площадью 300 тысяч квадратных метров и порядка 80 объектов социально-культурного и иного назначения.
Вызывает тревогу реализация программы "Молодежи - доступное жилье".

- Четыре десятка сертификатов, выданных в этом году, - сообщил глава администрации Тамбова Петр Черноиванов, - не решают проблем с очередью, в которой сегодня числится около 900 молодых семей. Тем, кто только начинает свою семейную жизнь, нечего предъявить банку при оформлении кредита, кроме возраста и недостатка средств. Необходима реальная программа, которая даст молодым семьям шанс улучшить свои жилищные условия. Надо продумать вопрос взаимодействия с кредитными организациями, другими структурами, в чьем ведении находится решение этой проблемы.

Тяжелое наследство

Тревогу градоначальника разделяет и губернатор Олег Бетин. По его словам, тенденции сокращения ввода жилых домов, затронувшие крупные города, могут проявиться и на Тамбовщине. На замедление темпов строительства оказали влияние инфляционные процессы, удорожание кредитов и нехватка земли под строительные объекты. Напомнил губернатор и о необходимости сохранения архитектурных памятников. "Здания, имеющие историческую ценность, - заметил он, - после реконструкции можно использовать и в качестве объектов общественного назначения, и как жилье, в том числе и элитное".

Тема больная и застарелая. В ней каждый горожанин мнит себя немного специалистом - зодчим и градоначальником одновременно. Бесспорно лишь одно: коммерческие интересы, вкусы заказчиков будут постоянно сталкиваться с интересами горожан и краеведов. Несмотря на обилие новых домов, построенных с использованием современных технологий, самым элегантным остается административное здание в центре города на улице Советской, где располагается областное управление образования и другие ведомства. Построено оно в начале XIX века, несколько раз перестраивалось, достраивалось, но при этом первоначальный замысел не нарушался.

Тамбовские трущобы - это тоже историческое наследие, но наследие тяжелое. Расселять людские муравейники, которые были и остаются зонами повышенной криминальной и пожарной опасности, рано или поздно придется. Процесс этот уже начался. Но гораздо охотнее застройщики осваивают зеленые площадки и парковые зоны, не считаясь при этом с интересами горожан.

В южной части города на месте сквера, напротив многоэтажного дома в одночасье вырос забор, начали рыть котлован под фундамент. Обитатели района уже и не протестуют, ибо по опыту знают - власти все сделают по-своему. По такой же схеме несколько лет назад был уничтожен парк, окружавший муниципальную больницу имени архиепископа Луки. Нависла угроза и над парком 40-летия Победы, заложенным в середине 80-х годов в северной части города. Ныне единственная в этой части города зеленая зона, оборудованная детскими и спортивными площадками, перегорожена металлическим забором, за которым планируется строительство храма. Жители не против строительства церквей, но они хотят, чтобы городские власти и Тамбовская епархия считались с их интересами.

Прямая речь

Алексей Ильин, глава Тамбова:

- У каждой из сторон, имеющих отношение к градостроительству, есть своя правда, есть она и у общественности. Трудно найти золотую середину. Когда она - общественность - говорит о разрушении исторической части города, то не учитывает, что в центре нет ни одного старого здания, соответствующего санитарным нормам, нормам безопасности проживания. Есть два варианта для решения этой проблемы: или это жилье должно быть капитально реконструировано с предварительным отселением жильцов, или снесено, а на его месте построено новое. При этом реконструкция обойдется в несколько раз дороже, чем строительство нового жилья. Говорить на эту тему можно сколько угодно, но живем-то мы на те деньги, которые есть. Как панацея воспринимается генеральный план застройки, но пока можно работать и в рамках старого. Гораздо хуже, что в нашем строительном комплексе нет единых правил для всех участников градостроительного процесса, нет регламента, предписывающего, какие дома могут сноситься, какие обязательства несет застройщик перед обитателями жилья, предназначенного под снос. Не прописаны и нормы проектирования для каждой городской зоны. Одна из главных задач нынешней администрации города - создание такого регламента. Городская Дума еще два года назад утвердила перечень необходимых документов, но все это время занималась тем, что переносила сроки утверждения документов, встречая глухое сопротивление чиновничьего аппарата. Дело в том, что чиновнику работать без правил проще, зато строители крайне заинтересованы в их существовании.
Инфраструктура Тамбов Центральная Россия