Таганрогский драматический театр имени А.П. Чехова приступил к репетициям нового спектакля "Прости меня, мой ангел белоснежный…".
О роли Чехова в судьбе труппы корреспондент "РГ" беседует с директором театра заслуженным артистом РФ Сергеем Гертом.
Российская газета: Почему вы решили открыть следующий театральный сезон именно этой постановкой?
Сергей Герт: "Прости меня…" - это сценическая версия режиссера Анатолия Иванова по ранним вариантам пьесы "Без названия", написанной Чеховым в Таганроге в юношеском возрасте. Она стала, по словам литературоведов, "удивительной кладовой тем, проблем и конфликтов, которые Чехов будет разрабатывать на протяжении всего своего творческого пути".
Ученик Анатолия Эфроса, народный артист России Анатолий Иванов создал на сцене нашего театра не один спектакль, но нынешняя работа будет особенной. Финансируется проект из средств городского бюджета.
РГ: Сергей Давыдович, несколько лет назад вы дебютировали в новом для себя качестве режиссера и сценариста со спектаклем "Последняя страница", в основу которого легла переписка Антона Чехова с женой. Как родилась эта идея?
Герт: Перечитывая письма Чехова, я наткнулся на фразу: "Что-то будет с нами через семь лет. Теряем мы жизнь…". В реальности через семь лет к Чехову пришли европейская известность и смерть. В основу спектакля легли воспоминания современников, его переписка с Ольгой Книппер. В спектакле никто не выходит на сцену в образе Книппер и Чехова, главные персонажи остаются за кадром: о сложных отношениях между супругами рассказывают десять артистов.
Так сложилось, что в жизни Чехова было достаточно мистики, загадочности. Старожилы МХАТа вспоминают, что как-то артистки затеяли шутливую игру в фанты и вытягивали листочки с именами разных писателей. Так вот, Книппер вытянула листок с именем Чехова. Позже они познакомились и поженились. Поэтому и постановка получилась очень эмоциональная и мистическая.
РГ: Однажды Чехов задумал написать роман "О любви". Долгие месяцы он что-то писал, вычеркивал, сокращал. В итоге от романа осталась одна фраза: "Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…". В окружении писателя считалось, что этими словами выражена суть союза Чехова с Ольгой Книппер.
Герт: Мне ближе позиция других литературоведов, которые полагают, что отношения с Книппер способствовали расцвету Чехова как драматурга: именно в тот период он создал свои лучшие пьесы для театра, где играла его жена. К тому же сам Чехов писал своему другу: "Счастья, которое продолжается каждый день, с утра до утра, я не выдержу… Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моем небе не каждый день".
РГ: В отличие от московского театра имени Чехова, в вашем репертуаре постоянно присутствуют спектакли по произведениям Антона Павловича. Это принципиально?
Герт: Да, для нас это принципиально! Спектакли по произведениям Чехова, о Чехове - визитная карточка театра. Таганрог по праву считается театральным городом, здесь любят театр, как-то особенно тепло относятся к артистам, и это обязывает. Возможно, судьбу театра предопределило здание. Оно было построено в 1866 году, кстати, на народные деньги. Проектировали его итальянские архитекторы. Зрительный зал - уменьшенная копия миланского оперного театра "Ла-Скала" - отличается замечательной акустикой. Артист как на ладони, его не нужно рассматривать в бинокль. В такой обстановке нельзя сфальшивить.
РГ: В ваших спектаклях артисты не ходят голыми и не ругаются матом, но в остальном вы идете в ногу со временем. Что это за история с установкой в зале видеокамер?
Герт: Принято ругать власти за то, что они не уделяют внимания культуре. Нам в этом смысле повезло. Мэр города Николай Федянин часто приходит на спектакли и потому мне легче решать с ним какие-то вопросы деятельности театра, он всегда в курсе наших проблем. У нас закончилась реконструкция и реставрация театра. Теперь у нас современные гримуборные, оборудованные всем необходимым для полноценной творческой работы. Смонтирована система видеотрансляции, позволяющая следить за ходом событий на сцене. В прошлом году мы получили от губернатора новый автобус, а с ним и возможность ездить на гастроли.