31.07.2008 04:57
Экономика

Главы регионов УрФО и энергетики обсудили, как жить без РАО ЕЭС

Срыв планов ввода энергетических мощностей может остановить экономический подъем
Текст:  Наталья Горбачева Юлия Санатина (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4718)
Читать на сайте RG.RU

К 2020 году спрос на электроэнергию в Уральском федеральном округе увеличится более чем на 70 процентов. Для того чтобы энергосистема региона могла удовлетворить растущие потребности промышленности, требуется объединить усилия государства, энергетических компаний и частных инвесторов. Об этом говорили на прошедшем в Екатеринбурге окружном совещании по вопросам энергобезопасности.

Реализацию планов по вводу новых генерирующих мощностей и объектов сетевого хозяйства обсуждали в уральском полпредстве уже не однажды, на этот раз - с участием представителей мин­энерго России, глав регионов УрФО, руководителей промышленных и энергетических компаний. В преддверии очередного осенне-зимнего максимума вопросы энергетической безопасности и обеспечения бесперебойного снабжения потребителей округа особенно актуальны. Тем более что, как прозвучало в выступлении полномочного представителя президента в УрФО Петра Латышева, после завершения реорганизации РАО "ЕЭС России" ответственность за ввод новых мощностей, предусмотренных соглашениями субъектов Федерации с РАО, теперь легла на новых собственников энергетических компаний.

- Принятые два года назад планы не отвечают требованиям времени, - заявляет губернатор ХМАО Александр Филипенко, - старые соглашения нужно перезаключить с пониманием того, что началась жизнь без РАО.

С мнением главы Югры солидарны руководители других регионов. По их словам, в настоящее время возникла угроза срыва намеченных ранее сроков ввода новых энергетических объектов.

Согласно прежним планам, к 2011 году на территории федерального округа предстояло построить станции суммарной мощностью 7327 мегаватт, что требовало порядка 485 миллиардов рублей инвестиций. Однако в последнее время программы строительства генерации существенно скорректированы - ввод большинства станций откладывается на два­три года. Причины разные. К примеру, проект Ново­Богословской ТЭЦ пока вообще оказался в подвешенном состоянии из-за неопределенной позиции нового собственника Богословского алюминиевого завода - главного потребителя тепла и электроэнергии на этой территории, под потребности которого, собственно, и проектировалась станция.

- Реконструкция Верхнетагильской ГРЭС отодвинута на три года, - утверждает председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров.

По его словам, энергосистема Среднего Урала на сегодняшний день сбалансирована: при установленной мощности 9000 мегаватт потребление составляет 7000 мегаватт зимой и 5000 - летом. Однако бурный промышленный рост и соответственно увеличение спроса на электроэнергию наблюдается в отдельных узлах, в том числе Серово­Богословском. В регионе подано 5300 заявок на техническое присоединение на 1400 мегаватт, и потребление продолжит расти.

В связи с этим особенно важно скоординировать усилия власти, энергетиков и крупных промышленных потребителей, готовых инвестировать строительство новых станций. Как прозвучало во многих выступлениях на совещании в полпредстве, пока привлечь деньги в энергетику довольно проблематично. Если в развитие сетевого хозяйства средства вкладывает государство, то генерация, как известно, отдана в частные руки, и именно это, по замыслу реформаторов, должно было привлечь в отрасль новых собственников, готовых к серьезным вложениям. Вот только механизмы, способствующие ускорению окупаемости таких проектов, до сих пор не проработаны.

- Инвестировать строительство станций невыгодно: срок окупаемости вложений в угольную генерацию превышает 20 лет, - отметил генеральный директор УГМК Андрей Козицын. - Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходим набор инструментов - от предоставления налоговых льгот на период окупаемости проекта до подготовки площадок под строительство за счет бюджета.

- Иссяк энтузиазм и у инвесторов Уренгойской ГРЭС, - сетует глава Ямала Юрий Неелов. - Региональные власти готовы предоставить компании преференции в части налогов на прибыль и имущество, но без федеральной поддержки здесь не обойтись.

Добрая воля российского правительства необходима и для начала строительства в ЯНАО еще одного энергообъекта - электростанции мощностью 1200 мегаватт в Тарко-Сале. Реализацию этого проекта тормозит затянувшаяся процедура торгов. Но без ввода новых энергоблоков станет невозможным дальнейшее освоение полуострова Ямал. До сих пор электроснабжение потребителей ЯНАО осуществляется за счет мощностей соседей по тюменской "матрешке". В частности, электроэнергия подается от Сургутской и Нижневартовской ГРЭС по сетям протяженностью до 700 километров. Собственное производство в 2007 году составило около 1,6 миллиарда киловатт-часов при потреблении более десяти миллиардов.

Не решает проблему привлечения средств в генерацию и плата за техприсоединение, которая, по словам Виктора Кокшарова, в глубинке, особенно в депрессивных районах, становится просто неподъемной для предпринимателей и в итоге тормозит рост деловой активности на территории. По общему мнению, необходимо также совершенствование механизмов тарифообразования - это может стать хорошим стимулом для потенциальных инвесторов.

Глава Тюменской области Владимир Якушев отметил прямую зависимость результатов исполнения инвестпрограмм от объемов торговли электроэнергией по свободным ценам. По его словам, увеличение доли продаж по рыночной стоимости привлечет крупных потребителей.

- Купив электроэнергию напрямую, предприятия смогут избежать перекрестного субсидирования, которое по Тюменской области составляет 8,3 миллиарда рублей. Но это приведет к значительному росту тарифов для населения, - констатировал тюменский губернатор. - При таком сценарии увеличится объем компенсационных выплат из бюджета.

По подсчетам главы Челябинской области Петра Сумина, при резком уходе от "перекрестки" тарифы для населения и бюджетных организаций в регионе вырастут в 1,7 раза, при этом объем компенсаций составит два миллиарда рублей.

Участвовавший в совещании заместитель главы Минэнерго России Вячеслав Синюгин согласился с тем, что проблема перекрестного субсидирования влияет на реализацию инвестсоглашений. Однако в российском правительстве посчитали, что во избежание социального взрыва вопрос ликвидации "перекрестки" должен решаться постепенно.

Строительство новых энергоблоков сдерживает и такая проблема как дефицит отечественного оборудования. К примеру, для работающей на угле Троицкой ГРЭС машины будут приобретены... в Китае. Кстати, оборудование действующих электростанций Свердловской области уже на 160 процентов выработало парковый ресурс, и решить вопрос его замены тоже будет непросто: отечественные производители, в том числе и местный турбинный завод, сегодня просто не в состоянии выполнить все заказы энергетиков. На совещании было принято решение о том, что необходимо разработать специальную программу поддержки и развития отечественного энергомашиностроения - прежде всего, заводов, расположенных в Свердловской, Челябинской и Курганской областях.

В целом же ситуация с генерирующими мощностями в Уральском федеральном округе, по оценке генерального директора Объединенного диспетчерского управления Урала Петра Ерохина, такова: в связи с изменением сроков ввода новых станций в 2009 году потребность в электроэнергии в регионе может быть покрыта только за счет понижения резерва мощности, а значит, и надежности энергоснабжения.

Впрочем, Вячеслав Синюгин со столь пугающей оценкой не согласился. Но предложил представителям уральских энергокомпаний встретиться буквально сегодня, чтобы "синхронизировать планы с новыми реалиями". По его словам, ход реализации инвестсоглашений министерство возьмет под контроль. Кроме того, являющаяся правопреемником РАО "ЕЭС России" Федеральная сетевая компания в ближайшие два месяца проведет инвентаризацию этих документов.

Кстати, как сообщил замминистра, на российском уровне принято решение о создании федерального штаба по обеспечению надежности и безопасности энергоснабжения, который будет координировать свою работу с региональными структурами, подобными межведомственной энергетической комиссии Уральского федерального округа.

Подготовленный по итогам совещания анализ ситуации по обеспечению энергобезопасности УрФО будет представлен в отдельных докладах президенту страны и главе правительства.

Энергетика Свердловская область Урал и Западная Сибирь