За первое полугодие, по данным Национальной алкогольной ассоциации, россияне выпили 71,6 миллиона декалитров, то есть ведер, спирта.
Естественно, не в чистом виде, а в различных алкогольных напитках, причем главным образом - в крепких. Но в следующем году этот расклад может измениться. Пить "слабый алкоголь" станет значительно выгоднее.
Пока же доля потребления водки вкупе с ликероводочными изделиями весной и летом снизилась лишь на 1,7 процента, хотя во всем мире в теплое время года публика предпочитает вино и пиво. Но с 1 января 2009 года поднимутся акцизы на алкогольную продукцию, причем на водку - довольно заметно. В структуре потребительской цены бутылки доля государства - то есть как раз акциз - заметная величина. Так что за удовольствие принять на грудь 100 граммов водки придется платить больше.
Время единой ставки акциза прошло - в этом году она держалась на уровне 173 рубля за литр безводного спирта в составе любого "горячительного". Теперь ставка будет дифференцирована, для каждой группы алкоголя - своя. Для водки и ликероводочных изделий акциз составит - 191 рубль за литр безводного спирта, для всевозможных коктейлей - 121 рубль.
Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что бутылка самой дешевой легальной водки в следующем году будет стоить около 93 рублей против 85 рублей в нынешнем. А с учетом того, что акцизы поднимаются поэтапно в течение трех лет, в 2010 году та же бутылка обойдется уже более 100 рублей, а в 2011-м - свыше 109 рублей.
Часть производителей алкоголя изо всех сил боролись с поправками в Налоговый кодекс, которые дали старт росту акцизов.
Они утверждали, что некоторые из них вообще перестанут платить что-либо в государственную казну и уйдут в тень. И приводили такой аргумент: за последние четыре года в стране на 25-30 процентов сократилось производство легального спирта. По их словам, еще в 2004 году даже нелегальную водку делали из легального спирта, в 2007 году легального спирта хватало только на законную водку. А в 2008 году, утверждают эксперты, часть легальной водки уже производят из "серого" спирта.
Водочники предлагали снизить акцизы. Их понять можно - для них прибыль с бутылки дешевой водки не превышает трех процентов, и у них просто нет возможности сократить ее еще, чтобы не потерять покупателей и не снижать объемы производства.
Гораздо больше возможностей для маневра у торговцев. На долю оптовиков и розницы приходится 40 процентов стоимости поллитровки. Но кажется, что маневрировать продавцы не будут по крайней мере до тех пор, пока их не склонит к этому закон об основах государственного регулирования торговой деятельности. Но он пока в проекте.
Впрочем, некоторые эксперты довольны таким исходом дела: по крайней мере, говорят они, более дорогую качественную легальную водку легче будет отличить от "паленки". А есть мечтатели, которые полагают: чем дороже будет водка, тем меньше ее станут пить. Что, кстати, было бы очень важно для России. По данным Всемирной организации здравоохранения, еще в прошлом году мы всей страной "перепили" некий 9-литровый критический уровень. Иностранные медики утверждают, что, если на душу населения приходится больше девяти литров чистого спирта в год, нация не просто нездорова, она стоит на грани вымирания. Отечественные эксперты рисуют еще более мрачную картину и предлагают умножить 9 литров на два, чтобы получить представление о реальности: половина продукции на российском потребительском рынке, по их подсчетам, это нелегальная водка и суррогаты.
Кстати, нелегальную водку разливают из тех же бочек, что и легальную. На тех же ликеро-водочных заводах, но в третью смену - ее в общем объеме рынка как раз примерно треть. Разница лишь в том, что акцизов и налогов с нелегальной "белой" не платят, и поэтому она оказывается очень выгодной всем участникам рынка - у производителя прибыль выше, а у покупателя расходы - ниже. Проигрывают только те, кого государство поддерживает из бюджета, поскольку госказна ничего не получает. Сейчас бутылку нелегальной водки с популярной этикеткой можно купить за 55 рублей.
А вот суррогатную водку бодяжат из низкокачественного или вовсе непищевого спирта и водопроводной (в лучшем случае) воды в "крысиных" подвалах. "Пузырь" такой паленки можно купить рублей за 20. Предназначена она для "постоянных покупателей", готовых заплатить за острые ощущения печенью, почками, всем, чем угодно, кроме денег. Ежегодно несколько десятков тысяч из них отправляются к праотцам именно из-за отравления горячо любимым напитком.
Два года назад минфин попытался поставить заслон нелегальному и суррогатному алкоголю. Для того чтобы учесть каждую каплю произведенного в стране спирта, была введена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По идее, счетчики на спиртзаводах должны были сообщать в некий компьютерный мозг о том, сколько этанола произведено и кому он продан. "Это сродни запуску в космос первого спутника - такого еще никто не делал", - говорили тогда разработчики. Однако "спутник" не полетел. Одно оборудование "не сработалось" с другим, не выдерживали серверы, перестали считать счетчики. Сейчас часть алкоголя из системы выведено, заводы обязывают заменить за свои кровные счетчики на более совершенные. Эксперты комментируют ситуацию сдержанно: "Система проходит системные преобразования". Так что пройдет еще немало времени, пока ЕГАИС сможет выполнить свою задачу, считают специалисты. Хотя количество смертей от отравления алкоголем все-таки уменьшается - за последние пару лет чуть ли не на 10 тысяч в год. И это уже достижение.