В Челябинской области в разгаре большой ремонт. Двенадцать муниципальных образований активно осваивают первый транш из федерального Фонда содействия реформированию ЖХК.
Комиссия, в состав которой входят представители жилищной инспекции, принимают с первого раза далеко не все дома. Почему так происходит и какие уроки извлекут из этого власти и управляющие компании, на "Деловом завтраке" в Челябинском филиале "РГ" рассказали главный жилищный инспектор Челябинской области Сергей Нажипов и начальник Челябинского отдела областной жилищной инспекции Николай Гашков.
На ошибках учатся
Российская газета: Сергей Григорьевич, капитальный ремонт в нашей области, судя по всему, идет не совсем гладко. Ваша комиссия бракует чуть не каждый второй дом. Почему? Разучились ремонтировать?
Сергей Нажипов: Возможно, что и разучились: большого ремонта не было еще со времен СССР. Кроме того, надо учесть, что это первый опыт в России по такой крупной программе и первый транш, который достался Челябинской области. Не надо забывать, что область ждет уже второго поступления денег. То, что было не доделано в этом году или не попало в первый план, автоматически переходит на следующий. Принята и новая программа по переселению из ветхо-аварийного жилья. И область тоже должна вовремя подготовить документы, включиться в нее, а потом освоить в рекордно короткий срок выделенные деньги. На первом этапе большого капремонта всему этому можно научиться. Кстати, не так уж все и плохо. Комиссия из Москвы, которая проверяла ход работ, отметила, что Челябинская область - в лидерах. Те замечания и недоработки, что были выявлены проверяющими, будут учтены в дальнейшем.
РГ: А недоработки-то какие?
Нажипов: На капремонт выделили 1 миллиард 655 миллионов рублей - это на 1617 домов. Иными словами, на дом в среднем миллион рублей. Где-то крышу решили починить, где-то заменить лифт. Но в большинстве этих домов в ремонте нуждается все: крыша, фасад, инженерные сети, парадное. И было бы правильнее, если б сработал принцип "меньше, да лучше", на одном здании провести несколько работ. Мы же эти дома знаем наперечет, они все в нашем реестре. Приведут в порядок крышу, но, как и раньше, люди будут жаловаться на неработающую канализацию и так далее. А один и тот же дом имеет очень мало шансов, чтобы дважды попасть в программу. Вторая проблема - сложно собрать с жильцов те самые пять процентов общей суммы сметы. Как выяснилось, жильцы к этому морально не готовы. Хорошо сработали в Сосновском районе: все людям разъяснили, убедили в необходимости соблюдения условий, но так не везде. Третья проблема - слишком долгая процедура гос-
экспертизы, конкурсов.
РГ: Это все организационные моменты, начальный этап. А что можно сказать о качестве самого ремонта?
Николай Гашков: Постепенно картина выравнивается. Если раньше из осмотренных нами домов мы браковали каждый второй, то сейчас заставляем доделывать каждый третий. Хотя впереди еще много домов, вал будет нарастать, и как все сложится дальше - сказать трудно. Мы участвовали в этой программе на всех стадиях, начиная от формирования пакета документов, заканчивая контрольной сдачей объекта. Поэтому знаем все аспекты и сразу видим, где сметная стоимость не соответствует реальному объему работ, - естественно, такой дом мы отказываемся принимать. Ну, а что касается качества, несоответствия стандарту, то это прежде всего вина управляющих компаний: не тех подрядчиков наняли, не доглядели за ходом работ, теперь расплачиваются. В конечном итоге дом все равно придется довести до ума, и ответственность за это несет управляющая компания как заказчик. Еще хотелось бы, чтобы жильцы были поактивнее. Впервые им как собственникам даны такие полномочия - заказывать ремонт, следить за ним, требовать качество.
Испытательный срок
РГ: Читатель Виктор Козулин из Миасса спрашивает, существует ли гарантия на такой ремонт? Скажем, крышу починили, все акты подписаны, - но пошел дождь, и кровля протекла. В таком случае подрядчики обязаны латать крышу, не требуя денег ни с жильцов, ни из бюджета?
Гашков: Мы, конечно, постараемся такого не допустить, все тщательно проверить. Тем не менее во время конкурсного отбора в заявке подрядчиков был прописан этот пункт - гарантия ремонтных работ. Причем подрядчики были готовы подписаться только на год, а мы требовали увеличить гарантийный срок до двух-трех лет. Своего мы добились. Если будут обнаружены на отремонтированном и предъявленном комиссии объекте дополнительные изъяны по тому же перечню, подрядчики обязаны исправлять их уже за свой счет.
РГ: У нас в области хватает добросовестных подрядчиков?
Нажипов: Жилищная инспекция - этот тот надзорный орган исполнительной власти субъекта РФ, который должен следить за деятельностью как заказчика, так и исполнителя. Свыше 160 управляющих компаний, более 1,5 тысячи подрядных организаций участвуют в сфере ЖКХ. У некоторых из них уставный фонд - всего 10 тысяч рублей. Разве можно им доверять серьезные программы? У иных подрядчиков нет собственной материальной базы, квалифицированных кадров. Программа огромная, работы хватило всем, в том числе сомнительным подрядным организациям. А дальше начинается... Из одной организации в другую перетягивают технику, специалистов, через дочерние фирмы приобретают материалы. Все эти структуры попали в наш реестр.
РГ: А разве управляющие компании к вам не прислушиваются? Вы же можете им сказать: этот подрядчик у нас в "черном списке"! Назовите таких подрядчиков...
Нажипов: Свой список сомнительных подрядчиков мы имеем. Только в нынешнем году 27 из них были отстранены от участия в программах. Думаю, этот перечень увеличится. Дождемся осени. Сложность не только в сомнительных подрядчиках, но и в том, что мы за эти годы подрастеряли многих специалистов, не хватает рабочих. Благо, что сейчас к ремонту подключили студенческие строительные отряды.
РГ: Нас выручают не только студенты, но и гастарбайтеры. Кстати, кто ремонтирует лучше - иностранные рабочие или местные?
Нажипов: В больших городах лучше гастарбайтеры: работают весь световой день, без выходных, аккуратно. Жителей мегаполиса на такую работу не заманишь, а если и заманишь, извините, стройматериалов лишишься - растащат. В малых городах и на селе трудятся в основном местные. Для них капремонт - это новые рабочие места. Да и ремонтируют на совесть - для себя стараются. А если что будет не так, то их же земляки потом покоя не дадут.
Достучаться до компании
РГ: А какие районы самые проблемные?
Нажипов: Начнем с Челябинска. Это Металлургический и Тракторозаводский районы, те дома, что строили еще в период индустриализации. Город к этому вопросу отнесся очень серьезно, именно с таких домов и начался капитальный ремонт. Очень большие проблемы в шахтерских городах - Еманжелинске, Коркино, Копейске. Среди сельских районов я бы назвал те, что пострадали от аварии на ПО "Маяк", - Аргаяшский, Красноармейский и Кунашакский. Там много ветхо-аварийных домов, куда в свое время переселяли людей. Жилье для переселенцев строили временное, а оно превратилось в постоянное.
РГ: Почему-то именно шахтерские города и районы, которые вы перечислили, в первую программу не попали...
Гашков: Администрации не отреагировали на федеральную программу, сработал старый подход: жить на дотациях. Привыкли, что все за них сделают "в верхах". И даже условия, необходимые для получения денег из федерального, областного бюджета, не смогли выполнить. Между тем в таких же дотационных условиях живут и другие муниципальные образования - Еткульский, Увельский, Чебаркульский районы. Однако эти территории и документы нужные подготовили, и в заявку попали. Эти же районы уже сейчас готовят заявку на новый транш. И в новую программу по переселению из ветхо-аварийного жилья имеют все шансы попасть. Все зависит от власти на местах.
РГ: Дмитрий Караваев, житель Троицка, спрашивает: на ленивых глав - тех, что не позаботились о капремонте, можно как-то воздействовать?
Нажипов: Средства массовой информации постоянно рассказывают о территориях, попавших в программу капремонта. Начнется отопительный сезон, и все встанет на свои места. Там, где провели капитальный ремонт в рамках программы, зиму переживут легче. Там где нет - свои выводы сделает население.
РГ: Елена Крапивина из Челябинска интересуется: если управляющая компания ленивая, не хочет ввязываться в программу, что делать жильцам, чтобы все-таки добиться ремонта в своем доме?
Нажипов: Во-первых, жильцы могут сменить несостоятельную компанию на более расторопную. Во-вторых, все в руках жильцов. Надо провести отчетное собрание, потребовать от управляющей компании включиться в программу, обратиться в администрацию. Дело того стоит. Недавно мы принимали дом на улице Воровского - дом стал как картинка, даже цветы во дворе и в подъезде появились. А все благодаря тому, что энергичная жительница "достучалась" до всех, даже до мэрии. И добилась того, чтобы дом включили в программу.