Министерство юстиции решило открыть места не столь отдаленные для гражданского контроля.
Теперь следить за соблюдением прав человека за решеткой будут совместные рабочие группы, состоящие из сотрудников Минюста, тюремного ведомства и аппарата Уполномоченного по правам человека в России. Об этом договорились первый замминистра юстиции РФ Александр Савенков и Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
Сегодня существуют два кардинально противоположных взгляда на то, что творится за колючей проволокой. Одни утверждают, что тюремное ведомство слишком закрутило гайки, и теперь в зонах просто кошмар. В качестве примера приводят ту же историю в Копейске, где четыре заключенных были забиты до смерти после того, как напали на охрану.
По другой версии, арестанты, наоборот, слишком хорошо живут: и паек увеличен, и условия улучшены, и прав едва ли не больше, чем у администрации. Так считают, кстати, не только сотрудники уголовно-исполнительной системы, но и многие сторонние наблюдатели. Где правда? С этим и должны разобраться специальные наблюдательные комиссии, которые должны появиться в сентябре в каждом регионе страны. Сейчас уже начался отбор кандидатов в гражданские контролеры.
Неправительственные организации, желающие направить своих людей в зону, должны будут заполнить специальные анкеты. В состав каждой комиссии, формируемой в субъектах на два года, могут входить от пяти до двадцати человек. Формировать советы будет Общественная палата, а помогать ей в этом - Уполномоченный по правам человека.
Недавно Владимир Лукин направил главе государства доклад, в котором раскритиковал положение дел в местах не столь отдаленных. Минюст провел проверку. Что-то подтвердилось, что-то нет.
Например, оказалось правдой, что в Костромской воспитательной колонии нарушались права заключенных, в результате был доведен до самоубийства осужденный подросток. За это на скамье подсудимых оказались пять сотрудников колонии, вместе с заместителем начальника зоны по кадрам и воспитательной работе. Суд признал их виновными в превышении должностных полномочий.
- Изучение материалов служебных проверок по фактам, представленным Уполномоченным по правам человека в РФ, показывает, что по каждому событию территориальными органами уголовно-исполнительной системы, Федеральной службой исполнения наказаний проведены проверки, по результатам которых приняты конкретные меры в целях устранения выявленных нарушений. Должностные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности. Организационные меры приняты и при отсутствии решений о возбуждении уголовных дел, - сообщил первый заместитель министра юстиции Александр Савенков.
По мнению минюста, многие проблемы за решеткой связаны с тем, что увеличилось число заключенных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, а также психическими отклонениями. Более 80 процентов осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо полностью или частично их утратили. Почти 30 процентов осужденных в возрасте до 25 лет нигде не работали и не учились. Естественно, заниматься этими людьми должны профессионалы. Но найти таких для работы в зоне нелегко.
- Низкий уровень денежного довольствия и материального обеспечения является основной причиной высокой текучести кадров, особенно медицинских работников, - сообщил Александр Савенков.
Теперь Уполномоченный по правам человека будет вместе с минюстом решать проблемы зоны. Решено создать совместную рабочую группу для контроля за соблюдением прав человека и гражданина в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Кроме того, ведомство Владимира Лукина и Федеральная служба исполнения наказаний готовят совместное соглашение о сотрудничестве в реализации закона об общественном контроле за местами не столь отдаленными.
прямая речь
Юрий Калинин,
директор Федеральной службы исполнения наказаний:
- По нашему мнению, назрела необходимость создания общегосударственной системы социальной реабилитации граждан, отбывших уголовное наказание, как средства профилактики преступности в стране. Также считаю, что сама уголовно-исполнительная система должна выполнять реабилитационную функцию. Именно в этих целях мы развиваем психологическую службу, создан и работает институт социальных работников.
В ходе реформирования системы исполнения наказаний последовательно применяются альтернативные виды наказаний, с тем чтобы освободить максимальное количество людей от влияния тюремной системы. Сегодня на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоят 579 тысяч человек. Если сразу после вступления в действие федерального закона об обязательных работах к этому виду наказания приговаривались до 17 тысяч человек в год, то сейчас - около 50 тысяч в год. Тем не менее полагаю, что необходимо и дальше расширять практику применения альтернативных видов наказаний. В принимаемом законе об ограничении свободы уже прописано применение специальных технических средств надзора и контроля за осужденными.