Людмила Алексеева, правозащитник:
- Государство ни в коем случае не должно вмешиваться в церковные дела. А во время празднования 1020-летия Крещения Руси наблюдатели действительно отметили необыкновенную активность светских властей Украины в отношении церковной жизни. По Конституции же и на Украине, и в России церковь отделена от государства. В России часто сама церковь использует государство для своего укрепления. Ничего странного: за годы большевизма церковь у нас в стране была очень ослаблена. Теперь, она пытается, насколько я понимаю, вернуть себе тот же статус, который у нее был до революции. Тогда православие было официальной идеологией. Помните лозунг тогдашнего министра просвещения графа Уварова: \"Самодержавие, православие, народность\"?
К сожалению, наши власти, даже на самом высоком уровне, не понимают опасности объединения светской и духовной власти. Не исключаю, что это делается из самых лучших побуждений: например, идут поиски национальной идеи... У нас действительно нет такой, которая бы была одинаково дорога всем россиянам, как, скажем, это можно наблюдать в небольших странах, борющихся за отстаивание своей независимости... Однако слияние духовной и светской власти весьма деструктивно в такой стране, как многонациональная и многоконфессиональная Россия. К тому же наша страна пока весьма атеистическая. Можно к этому относиться с осуждением, можно считать, что это нормально в современном мире, но годы гонений на церковь дали свои плоды: выросли поколения практически неверующих людей. Я не верю результатам опросов, которые утверждают, что у нас до 80 процентов верующих. Думаю, что верующих в разы меньше. Посмотрите, какой процент у нас соблюдает все десять заповедей! А ведь это вопрос пока даже не веры, а только христианской этики. И дело не в том, что мало ходят в церковь и не соблюдают обряды, а в том, что не понимают сути христианства. Я не говорю об этом высокомерно, а скорее, с сожалением. Потому что себя тоже отношу к людям невежественным в отношении религии. Что поделаешь, не приучили с детства. Естественный приход к Богу бывает тогда, когда родители воспитывают в вере ребенка с раннего детства, да еще и на собственном, очень искреннем примере. У нас эта традиция исчезла. И возродить ее, к примеру, введением в школах курса православной культуры, невозможно. Будет в точности по-Черномырдину: \"Хотели, как лучше, а получилось, как всегда\". Правозащитники в советское время отстаивали церковь и верующих, а сейчас приходится защищать школу от церкви. Ну, представьте, чему могут научить невежественные в подавляющем большинстве батюшки? Или учителя, которые наскоро вечером прочтут какую-нибудь главку о православной культуре? Это профанация ни к чему, кроме цинизма, не приведет. Так же ведь получилось с великой русской литературой. Я очень хорошо помню, как старалась, чтобы мои дети прочитали классику раньше, чем им ее \"разжуют\" в школе.
Нужно не навязывать церковность, а учить гражданской ответственности, и, главное, иметь перед собой такой пример ответственности. У нас же много бестактности в этом вопросе.
Юрий Кублановский, поэт:
Поскольку церковь - это не только \"что-то вероучительное\", но и реальная часть общества, причем духовно-культурная его часть, то от политики она отделена быть не может. Церковь погружена в политику ровно настолько, насколько погружено в нее общество в целом. Это может быть и здоровое погружение, если общество находится в моральном здравии, и нездоровое вмешательство - как церкви в политику, так политики в церковную жизнь. С эмпирической своей стороны церковь является своего рода политическим органом. А каждый отдельный клирик имеет свои политические взгляды, которые он не может спрятать в карман.
Нынешние политические проекты украинского президента Виктора Ющенко по перекраиванию жизни православной церкви на Украине мне глубоко чужды.
Да, Украина сегодня самостоятельное государство, однако в ее отношениях с Россией есть подземные исторические этажи, свидетельствующие как минимум о братстве двух народов, а как максимум о том, что русские и украинцы две ветви одного народа. И поэтому политика, направленная на их разделение - историческое и культурное преступление. Если и дальше будет торжествовать подобная политика, то уже через два-три поколения на Украине забудут русский язык - а это просто варварство, безусловный вред и России, и Украине, и каждому культурному человеку. Мне кажется, что Америка зря поощряет эту губительную в историческом отношении политику. Нельзя стравливать два народа.
Я, будучи в эмиграции, в последние годы ходил в парижскую церковь, принадлежащую по вынужденным историческим обстоятельствам Константинопольскому Патриархату, но при этом насильственный обусловленный политическими подталкиваниями переход Украинской церкви из Московской Патриархии в Константинопольскую я считаю религиозным преступлением.
Но церковно-политическое деяние может быть и благотворным. Самое для меня образцовое из таковых - осуждение опричнины митрополитом Филиппом в Успенском Соборе Московского Кремля. Митрополит Филипп был за это убит по распоряжению царя, но оставил нам образец вмешательства церкви в политику.
Я также очень высоко ставлю написанное в середине 60-х годов письмо Александра Солженицына патриарху Пимену - это был призыв к церкви как раз вмешиваться в политику, участвовать в жизни общества. Есть и другие классические примеры благотворного вмешательства - благословление Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, грамота заточенного патриарха Гермогена... Все говорят о благостности политики невмешательства между церковью и властью, а мне как раз кажется очень огорчительным, что в феврале 1917 года не нашлось церковного деятеля-харизматика, внятно призвавшего бы народ одуматься. Это, по-моему, в значительной мере стало причиной того, что произошла революционная катастрофа. Когда позднее, после прихода к власти большевиков, это попытался сделать Патриарх Тихон, было уже поздно.
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ "РГ"
Из читателей, принявших участие в обсуждении - "за" - 68 %, "против" - 32 %.