Вашингтону смешно. В Москве пока только теоретически предположили: если Белый дом и дальше будет демонстративно делать вид, что к позиции России можно прислушиваться почти так же внимательно, как, к примеру, к мнению правительства Ирака, то скоро российско-американские отношения логично сойдут на нет. В госдепартаменте США ответили - русские их рассмешили. Возможно, это самая искренняя американская улыбка.
"Я не могу понять, как официальное лицо может делать такое заявление. Я имею в виду, что это смешное заявление. Этот вопрос не относится к партийной принадлежности или к вопросу идеологии", - заметил заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза. Правда, с трудом верится, что заместитель Кондолизы Райс действительно не понимает, что происходит.
Очевидно и другое, то, что заявил в прошлую среду высокопоставленный источник в российском МИДе, крайне удивило многих. Столь резких прогнозов на Смоленской площади не делали, во всяком случае, в присутствии журналистов, наверное последние лет двадцать. Что же такого сказали в МИД России, что Брайзе, подумав три дня, стало смешно?
Анонимный источник в МИД России красноречиво отреагировал на очередной призыв кандидата в президенты Джона Маккейна исключить Россию из "большой восьмерки": "Мы готовы к любому развитию событий". И добавил, что Москва может себе позволить "не иметь вообще никаких отношений с теми или иными партнерами, если им так хочется". Намек в первую очередь на Вашингтон был более чем прозрачным. После этого представитель МИД отметил, что отношения России и США "испытываются на прочность поведением наших американских партнеров". "Все хорошо до тех пор, пока нам не говорят, как себя вести, с кем дружить, с кем спать, а кого выставить за дверь. В конце концов, нам с ними детей не крестить, у нас и без них есть с кем общаться", - заметил российский дипломат.
При этом источнику в российском МИДе явно было не до шуток. Скорее, ему было очень даже грустно. Рискну также предположить, что он был бы крайне рад, если его прогноз в итоге не сбудется. Возможно, поэтому после оглашения пессимистичной версии развития российско-американских отношений он счел необходимым добавить, что тем не менее в недавно принятой новой концепции внешней политики России предполагается более оптимистичный сценарий продолжения диалога между Москвой и Вашингтоном.
Неужели речь идет о вере в чудо? Или написанное в концепции надежда на то, что новый президент США станет более трепетно относиться к российско-американским отношениям. Прогнозы аналитиков, правда, говорят о том, что кто бы не стал новым хозяином Белого дома, в любом случае на Москву он будет смотреть, скорее всего, еще более критично, чем Джордж Буш и его команда.
Явно общение источника в российском МИДе с журналистами было не случайным. Быть может, его жесткий тон - еще одна попытка объяснить госдепартаменту, что шутки кончились. Если так, то попытка, видимо, оказалась неудачной. В ответ ведь продолжают смеяться. С другой стороны, не понятно, зачем зам Райс демонстративно показал, что в очередной раз не считает серьезным заявления Москвы. Пусть даже и анонимные. Неужели Вашингтон и правда в состоянии общаться с партнерами без снисходительной улыбки только после того, как стратегические ракетоносцы начнут залетать на Кубу? А может, Россию сознательно подталкивают именно к этому. Ведь не секрет, что ВПК, причем не только американский, давно ностальгирует по "славным" временам гонки вооружений.
С другой стороны, не исключено, что Вашингтон действительно и не думает всерьез воспринимать российскую позицию. Понять американцев в принципе не очень трудно. Почти целое десятилетие, а точнее, лихие девяностые, многие только и ждали, когда же Россия перестанет существовать как единое государство. С тех пор, правда, объективно многое изменилось. Но, видимо, только не восприятие России в американском обществе. О том, что это действительно так, говорит один из последних опросов в США. Интерес к России среди американцев практически отсутствует.
В советские времена, критикуя американскую систему образования, приводили пример: большинство школьников в США на вопрос, где находится СССР, отвечали: "Где-то рядом с Мексикой". Не исключено, что сейчас еще меньше американцев может показать Россию на карте мира. Ну не интересны мы им. Так что, в принципе, рассуждения источника в российском МИДе не должны были открыть Америки госдепартаменту. Зеркальная реакция. Хотя трудно поверить, что на неофициальном уровне россияне начнут игнорировать матчи НХЛ, песни Фрэнка Синатры или бродвейские мюзиклы.
Кстати
Ситуацию, видимо, мог бы прояснить недавно назначенный посол США в России Джон Байерли. Однако пока он отказывается давать интервью. Г-н Байерли известен как неплохой знаток российской действительности и славянской души. Так что, возможно, собравшись с мыслями, он все же придумает и расскажет, что, по его мнению, нужно сделать, чтобы одним не было смешно, а другим так грустно.