Несмотря на рост объемов финансирования дорожной отрасли, говорить о значительном улучшении ситуации в этой сфере пока не приходится. Одна из причин - отсутствие достоверной статистики.
Километры денег
По результатам проверки Счетной палаты Ставропольского края, каждый пятый километр автодорог не соответствует нормам. Диагностика транспортно-эксплуатационного состояния автотрасс и сооружений не проводилась в течение пяти лет. Ежегодно в капитальном ремонте и восстановлении покрытия нуждается 55-60 процентов дорог.
В прошлом году Ставрополье впервые получило из федеральной казны почти 240 миллионов рублей на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования. Деньги пошли на улучшение сети дорог в курортном регионе - Кавказских Минеральных Водах.
Еще 282,9 миллиона рублей израсходовано на развитие улично-дорожной сети Ставрополя, и около 16 миллионов - на обеспечение автомобильными трассами новых жилых микрорайонов в городе Лермонтове.
В нынешнем году на развитие дорожной отрасли края планируется выделить более двух миллиардов 250 тысяч рублей, что на 12,3 процента больше, чем было освоено в 2007-м. Объем вложений в строительство и реконструкцию автомагистралей из федеральной казны составит 738,4 миллиона рублей.
Тем временем специалисты краевого минфина констатируют, что возможности краевого бюджета не позволяют значительно увеличить расходы на дорожное хозяйство. На этот год предусмотрено лишь около десяти процентов от необходимой суммы. Однако только на содержание и ремонт краевых дорог, по предварительным подсчетам, понадобится более десяти миллиардов рублей.
По мнению экспертов, проблемы финансирования дорожной отрасли отчасти связаны с отсутствием достоверной статистической информации о протяженности автомобильных дорог на территории края.
- Это не дает возможности качественно спланировать краевой бюджет. А главное, отрицательно сказывается на перспективах получения средств из федеральной казны, - рассказали "РГ" в министерстве финансов Ставропольского края. - Дело в том, что объем финансовой помощи из федерального бюджета зависит от такого показателя, как протяженность автомобильных дорог общего пользования.
Но далеко не все дороги районов, поселений и городов края оформлены в установленном порядке. Много бесхозных трасс, которые до сих пор документально не принадлежат муниципалитетам. Поэтому точно сказать, сколько дорог в крае и какой они протяженности, сейчас не может никто.
Учетом и оформлением дорог муниципалитеты начали заниматься три года назад, до этого подобной статистики не велось. Требуется определенное время, чтобы посчитать все трассы и магистрали. На организацию этой работы минфин региона заложил для муниципалитетов почти 52 миллиона рублей.
Развитие сети автомобильных дорог края сдерживает и несовершенство нормативно-правовой базы. В частности, до сих пор не разработана программа развития, эксплуатации и совершенствования автодорог краевого значения. Решения по их строительству, реконструкции и капитальному ремонту принимались бессистемно. В прошлом году, например, отсутствовали приоритеты бюджетного и оперативного планирования дорожных работ. Это привело к несоблюдению принципа эффективности и целевого использования бюджетных средств, вкладываемых в развитие дорожного хозяйства Ставрополья.
Путь в глубинку
Новая программа реконструкции автомобильных дорог принята в Кабардино-Балкарии. Проект рассчитан на два года и ставит цель улучшить положение, прежде всего, в аграрной глубинке.
Программа составлена с учетом поручений президента КБР Арсена Канокова во время его поездок по районам республики, а также рекомендаций глав администраций населенных пунктов.
- Средства на ремонт дорог должны расходоваться разумно. Необходимо представить калькуляцию расходов на дорожные работы, чтобы мы имели четкое представление о том, сколько километров дорожного покрытия, где и на какую сумму будет отремонтировано. Выбор объектов ремонта должен быть согласован с жителями. Люди должны сами решить, какую именно дорогу в селе или городе необходимо отремонтировать в первую очередь, - отметил президент КБР Арсен Каноков.
В нынешнем году на реконструкцию региональных трасс запланировано выделить 926 миллионов рублей, причем почти половина - 410 миллионов рублей - пойдут на возрождение дорожной сети сельских поселений.
- Дело в том, что сейчас в основном строятся новые трассы, а вопросы реконструкции отходят на второй план. Ситуацию необходимо менять, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" начальник отдела строительства автодорог министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства республики Мурат Сабанчиев.
Финансирование проекта осуществляется в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы "Строительство и реконструкция автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них на 2008 - 2009 годы" и Федеральной целевой программы "Юг России", а также из республиканской казны и внебюджетных источников.
Есть также проекты, касающиеся магистралей не только КБР, но и соседних регионов. Так, на строительство автодороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы-Су - Эльбрус в 2008-м году выделено 205 миллионов рублей, из них 175 - средства федерального, 30 - республиканского бюджетов.
Ануарбий Суншев, министр транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики:
- Инженерно-транспортная инфраструктура - рычаг экономики. Она определяет имидж республики, ее инвестиционную привлекательность. КБР рассчитывает на включение своих объектов в федеральную программу модернизации транспортной системы до 2015 года. В ремонте и реконструкции нуждаются тысячи километров автомобильных дорог и две тысячи погонных метров мостов и путепроводов. На это потребуется около 8,3 миллиарда рублей.