Война между Грузией и Южной Осетией, похоже, откладывается на неопределенное время. Во вторник из США грузинскому руководству был отдан "приказ" - успокоиться и начать прямые переговоры. Видимо, поставленная перед Тбилиси задача выполнена.
"Мы видели сообщения о том, что за последние несколько дней по меньшей мере 6 человек были убиты и 21 ранен в грузинском регионе Южной Осетии. Мы призываем к немедленному прекращению насилия и прямым переговорам между сторонами", - заявил вчера представитель госдепартамента США Гонсало Гальегос. Почему тревожные сводки из Южной Осетии оставались четыре дня без реакции со стороны Белого дома?
Напомним, первые сообщения об убитых поступили из Цхинвали вечером 1 августа. Уже на следующий день МИД России заявил: "Российская сторона выражает самое серьезное беспокойство в связи с эскалацией напряженности в Южной Осетии и предпринимает энергичные меры с целью недопущения дальнейшего роста вооруженного противостояния между грузинской и югоосетинской сторонами. МИД России призывает Тбилиси и Цхинвали проявить сдержанность и готовность к поиску путей урегулирования кризисной ситуации".
3 августа опять же российский МИД вновь заявил: "Угроза широкомасштабных военных действий между Грузией и Южной Осетией становится все более реальной. Вопреки разнообразным заявлениям грузинского руководства о необходимости принятия срочных мер для деэскалации напряженности практические действия Тбилиси опровергают эти декларации".
В это же время госдепартамент США молчал. Чего ждали американские дипломаты? На этот вопрос ответа пока нет. Что заставляет прибегнуть к варианту рассуждения на тему. То, что сказал в начале своего заявления Гальегос, по сути, лишь повторение констатаций и призывов российских дипломатов. Однако далее Гальегос озвучил, скорее всего, главную фразу своего выступления. Он высказался за скорейшее увеличение числа наблюдателей от ОБСЕ в Южной Осетии. Видимо, госдеп ждал почти четыре дня, чтобы у американских дипломатов появилось достаточно оснований для озвучивания далеко идущих выводов: российские миротворцы не справляются с ситуацией в зоне грузино-южноосетинского противостояния. Иными словами, их нужно срочно поменять на военных из тех государств, которым Вашингтону не придется долго объяснять, на что нужно закрывать глаза, а куда смотреть пристальнее.
Так уже было в Косово. Не исключено, что в госдепе резонно предположили: почему бы не повторить свой "успех" в Грузии? Правда, разница между Косово и Южной Осетией все же есть. И очень большая. Никто из соседних стран в итоге не поддержал позицию сербов. С южноосетинами все иначе. Сначала стало известно, что на заседании Совета безопасности Абхазии принято решение открыть второй фронт в том случае, если начнется война в Южной Осетии.
Затем Союз казачьих войск России и Зарубежья объявил, что готов с оружием в руках встать на защиту интересов Южной Осетии. "В соответствии с договором "О сотрудничестве между СКВРиЗ и руководством Южной Осетии" казаки по первому вашему слову готовы оказать содействие защите государственных интересов Республики Южная Осетия", - говорится в телеграмме от атамана СКВРиЗ Виктора Водолацкого президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты. Такое развитие событий, очевидно, не входило в планы ни Тбилиси, ни Вашингтона. По этому не вызывает сомнений, что призыв Гальегоса к немедленному прекращению насилия обязательно будет услышан в руководстве Грузии.