06.08.2008 04:46
Экономика

Увезти на память о крае Шолохова туристам нечего

Несмотря на стимулирование местных производителей сувениров, увезти на память о крае Шолохова нечего
Текст:  Светлана Королькова (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Юг России: №0 (4722)
Читать на сайте RG.RU

Вплотную занявшись программой развития туризма и проанализировав рынок сувенирной продукции, чиновники пришли к выводу, что производителей донских сувениров нужно поддержать. Так родилось постановление администрации Ростовской области о порядке предоставления субсидий на изготовление сувенирной продукции.

Но вот парадокс: очередь за деньгами не выстроилась. Возможностью получения субсидий за четыре месяца в Ростовской области воспользовались лишь пять человек.

Дух Отечества

Как оказалось, туристу увезти с донской земли на память практически нечего. В продаже плетеные коробочки, шкатулки, гребешки, картины из сухоцвета. Все это можно купить в любом другом российском городе.

- Качество исполнения и художественное решение оставляет желать лучшего, рынок заполнен кустарной продукцией, - сокрушаются в региональном минэкономики.

И это правда. Недавно, перед поездкой в другой город, я сама разыскивала подарок с Дона. Мне понравились соломенные бабы-ежки и домовые, выставленные на главной аллее центрального парка. Но казачьего духа в них, увы, не было. Знакомый эстет посоветовал эксклюзив от мастера из станицы Синявской - керамические расписные вазочки, кружки, тарелки. Предупредил, что найти продукцию керамиста можно только… в секс-шопах. Станичник творит из глины в основном интимные части тела. Все, утверждает, выдержано в донском колорите - пышные формы, яркие южные цвета.

В результате в обычном продовольственном магазине я приобрела ростовский бальзам, судя по этикетке, настоенный на донских травах, а на рынке - вяленого леща. Не знаю насчет казачьего, но остальной дух в моих "сувенирах" присутствовал сполна. Может, и правда, вручать "сувенирные" субсидии рыбакам? Точнее, браконьерам? Самая козырная рыбка-то у них. Но прежде браконьер должен пройти компетентную комиссию, в которую входят специалисты Союза художников и министерства культуры. Они ждут, чтобы в продукции присутствовала творческая мысль. Субсидии - до 150 тысяч рублей в год на одного человека - в принципе и были придуманы, чтобы хоть как-то эту мысль расшевелить. До конца года планируется освоить 700 тысяч рублей. Как признаются специалисты минэкономики, добиться выделения и этой невеликой суммы на подъем сувенирного дела было непросто. Но теперь возник вопрос - кому эти деньги раздать. Не браконьерам же, в самом деле.

Культ Щукаря

Сами производители сувенирной продукции не рвутся за бюджетными деньгами. Пришлось немало потрудиться, чтобы отыскать первых претендентов.

- Производителей сувенирной продукции очень мало, и большинство из них предпочитают работать сами по себе, не регистрируя официально фирму или малое предприятие, - говорит ведущий специалист отдела развития и инфраструктуры туризма министерства экономики Ростовской области Татьяна Грабова. - Некоторые считают, что субсидия - это как кредит в банке, который надо отдавать. На самом деле субсидия может покрыть расходы на аренду помещения, на приобретение сырья и материалов для изготовления сувениров. Достаточно только предоставить документацию.

Мастера, которые делают сувенирную продукцию, считают, что оформлять субсидию просто невыгодно. Художница Оксана Бегма, которая известна своими картинами с донскими пейзажами, решила наладить выпуск небольших партий кружек с изображением этих самых пейзажей.

Возможностью получения субсидий за четыре месяца в Ростовской области воспользовались лишь пять человек

- Когда мне рассказали, сколько нужно собрать бумаг, я подумала, что лучше это время я потрачу на свои картины, - говорит Оксана.

С марта этого года, когда вышло постановление о предоставлении субсидий производителям сувенирной продукции, привилегиями в Ростовской области воспользовались лишь пять человек.

Они уверяют, что сделать это было достаточно просто.

- Мне объяснили, какие документы я должна предоставить, как все правильно оформить. Помогали, всячески шли навстречу. Я даже удивилась. Вы ведь знаете, как у нас любят гонять за каждой бумажкой, - говорит руководитель творческой мастерской Елена Кажало. Ее мастерская выпускает магниты, пепельницы, кружки с донской тематикой. Например, на карандашнице - фигурки Гришки Мелехова с Аксиньей. Продукцию творческой мастерской продают в основном в супер-маркетах.

А было время, когда донской сувенир "Дед Щукарь, закуривающий папироску" наводнил полЕвропы. Культовыми фигурками забивали чемоданы и везли как сувениры и на продажу.

- Моя мама на деньги, вырученные с продажи "Щукарей", привозила из Польши, Венгрии и Германии видеомагнитофоны, - вспоминает один из ростовских музыкантов.

В комплекте с казаком-балагуром шел коробок с папиросками. Дед курил, а они попыхивали через равные отрезки времени. Иностранцы были в восторге. А Щукарь оставлял о Ростове яркое и веселое воспоминание.

Самыми известными донскими сувенирами сейчас считаются керамические изделия из Семикаракорска. Их вручают высоким чиновникам, артистам, политикам. Рассказывают, что одна авторская работа подарена даже английской королеве. Напольную вазу семикаракорских умельцев вручил мэр Ростова ростовской красавице Наташе Николаевой, когда та уезжала на конкурс "Мисс мира". Ведь по традиции красавицы мира дарят жюри что-нибудь на память о своей Родине. Наташа вазу не взяла. Уж слишком громоздким оказался презент. Интуиция не подвела девушку. Другие мисс преподносили бриллианты.

В итоге презентовать Дон - легко и со вкусом - посредством маленького сувенира совсем не просто. Вероятно, опять придется идти на рынок за аппетитным лещом.

Мнения

Александр Кожин, председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

- Беспроигрышный сувенир - "казак на бочке". Его изображение украшало герб Всевеликого войска донского. Казак был голый, потому что все пропил. Бочка подразумевалась с вином. Потом, во времена атамана Краснова, композицию облагородили. Казака одели в мундир, а бочка стала пороховой. Образ интерпретировали так: казак в ожидании врагов готовится поджечь фитиль и взорвать неприятеля.

Александр Липкович, заместитель директора по науке государственного природного биосферного заповедника "Ростовский":

- Казаки - не единственный бренд Ростовской области. Дон многогранен. Это и степь, и рыба, и виноград. Все зависит от взгляда человека и его пристрастий. Раньше брендом Дона были осетры, лошади.

Туризм Малый бизнес Ростовская область Юг России